Творческие профессии: как становятся писателями? Как быть хорошим писателем Возможно ли стать писателем

Профессия писателя кажется удивительной: человек создает мир, публикует книги и, если они кажутся интересными, то он получает хорошие деньги. Отечественная практика показывает, что литературное творчество - это больше призвание, нежели профессия. В этой статье мы разберемся как стать писателем.

Кто такой писатель на самом деле

Писатель - это человек, который создает произведения, предназначенные для общественного потребления. За указанный вид деятельности он получает вознаграждение. Другой формой данной деятельности является признание человека писательским сообществом, критиками или получение другой экспертной оценки.

Это хобби или профессия

Писатель должен быть:

  • Трудоспособным – между идеями в голове и книжкой в обложке находятся часы работы.
  • Грамотным – ни один корректор не исправит огромное количество ошибок.
  • Усидчивым – возникшие идеи нужно уметь красиво преподносить. Для этого придется провести много часов за компьютером.
  • Образованным - многие авторы ведут дневники, в которые вписывают красивые речи, сенсации, сценки и т. д. Этот материал им потребуется для работы.
  • Уметь высказывать свои мысли, чувства, настроение.

Писателем может стать человек, у которого есть талант. Соответствующие навыки можно развить, чувство стиля - привить. Однако, обучить человека красиво переносить идею из головы на бумагу очень тяжело. Но возможно.

Можно ли на этом заработать

Обычно издатели платят 10% от стоимости экземпляра, а розница делает 100% наценку. Автор получает примерно 5% от стоимости книги на полке. Начинающие писатели публикуют произведения в количестве 2-4 тыс. экз. Если гонорар за единицу составляет 10 руб., то с такого количества можно получить 40 тыс. рублей.

Продавать книги можно и через интернет, самостоятельно устанавливая цену. Вся полученная прибыль будет полностью принадлежать автору. Тираж будет зависеть от популярности труда.

С чего начать карьеру писателя

Писательское дело, как любой вид искусства, строится на четких правилах. Чтобы стать писателем и зарабатывать на жизнь этим занятием, придется загонять себя в рамки сроков и тематик. Но сначала нужно проделать большую работу.

1. Выбрать жанр и свой стиль

Правильно выбранный жанр – это стопроцентное попадание в целевую аудиторию. Многие авторы считают, что сужение работы до одного жанра лишит их потенциальных читателей. Этот тезис не относится к начинающим авторам. Если последний не хочет определить жанр, то он сбивает с толку потенциального читателя, то есть покупателя. Читатель хочет приобрести определенный товар. Если за считанные секунды автор не может объяснить, какую книгу он создал, то читатель уйдет без покупки.

2. Сделать не меньше 10 попыток

Как начинающие, так и успешные писатели часто сталкиваются с проблемой сохранения своего «уникального» взгляда на мир. Прежде чем достичь писательского Олимпа, нужно изучить то, что уже выбрало человечество. Тогда взгляд автора станет по-настоящему оригинальным. В попытках игнорировать культуру человечества писатель рискует остаться со своим видением наедине.

Нужно постоянно писать. Много и обо всем, стараться подбирать правильные слова. Пытаться сохранить свежий взгляд на литературу. Лучше всего это сделать, используя остроумие. Чтобы не потеряться на полпути, нужно верить в себя и свои силы, писать максимально искренне и хорошо.

3. Проанализировать результат

Старайтесь сохранить свежий взгляд на литературу. От этого будет зависеть то, захочет ли читатель изучить вашу книгу и рассказать о ней окружающим. Для этого нужно сравнить свою работу с сочинением известного автора. Этот ход хорошо зарекомендовал себя в общении с редактором. Если человек при первой встречи говорит, что пишет в духе Салтыкова-Щедрина, то издателям становится понятно, что перед ними автор, который стремится создать художественно-политическую сатиру. Поиск икон стиля важен не только для сравнения, но и для дальнейшего обучения.

4. Выслушать мнение окружающих

Предоставьте свое произведение на изучение не только редактору, но и близким. Если они высказывают конструктивную критику. То к ней следует прислушаться. Если только вы не связались со всезнающим «хайтером». Нужно уметь отличать мнение дилетантов, от людей с профессиональным и жизненным опытом и прислушиваться к последнему. Затем проводить работу над ошибками, то есть над редактированием стиля и доступностью изложения.

Советы редактора очень полезны. Чаще всего он получает сырое произведение с большим количеством погрешностей. Его задача - исправить недостатки и создать стилистически грамотный и легкий текст. Иногда он бывает достаточно резким и жестким. Потому что во многом от результатов его работы зависит конечный успех книги.

5. Прислушаться к себе – это ваше или нет

Успех сочинения зависит от умения автора перенести читателя в центр событий. Людям все равно на пережитые вами в детстве трудности. Если вы сможете сделать так, чтобы читатель проникся происходящим, извлек урок, то книга будет удачной. Другой вопрос, сможете ли вы это доступно осуществить, как автор. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

6. Продолжать писать, не смотря ни на что

Популярность - это результат кропотливой работы над ошибками. Стать писателем очень тяжело. Не все зависит от трудолюбия и “тренировок”. Можно хоть по 6 часов просиживать с ноутбуком и диктофон, но в результате получать унылое произведение. Не всегда желание писать совпадает с талантом человека. Если прикладывать усилия, совершенствовать навыки, много читать, еще больше писать и пробовать себя в разных стилях, то шанс достичь успеха значительно увеличивается.

7. Придумать себе псевдоним

  • Определить, какую часть имени хотите оставить, например, вместо Александр – Сан.
  • Выбрать имя, сочетающееся с жанром. Автору в стиле фантастике больше подойдут инициалы, а создателю литературных произведений - «мягкие» имена, которые будут красиво звучать.
  • Придумайте несколько красивых псевдонимов и дайте себе время на изучение каждого из них.
  • Выбирайте тот, который понравился больше всего.

Публикация книги стоит много денег. Даже после прохождения жесткого отбора произведений и корректировки стиля, гарантию окупаемости затрат никто предоставить не может. К тому же произведения новичков публикуются в маленьком тираже.

Поэтому редакторы советуют начинать с социальных сетей и специальных онлайн платформ. Электронная публикация избавляет автора от нескольких степеней преткновения: он может сам выйти на свой круг читателей и протестировать различные литературные произведения. Джоан Роулинг получила 8 отказов, прежде чем издать рукопись о Гарри Поттере, а произведение Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого» австрийское издательство нашло на форуме фанфиков.

9. Провести литературный вечер своих трудов

Еще один способ найти своего читателя и прислушаться к мнению критиков - поучаствовать в литературном вечере произведений. Вначале стоит посетить мероприятие известного автора, познакомиться с «литературной элитой», прислушаться к актуальным темам. Вечер проходит по двум сценариям: либо поклонники читают любимые произведения автора, либо сам «кумир» зачитывает новые произведения. Практикуются также встречи, на которых выступают авторы, пишущие в разных направлениях. Начинающие творцы на таких мероприятиях делятся своими набросками и выслушивают мнение профессионалов, в том числе литературных критиков.

Чтобы стать писателем, нужен большой талант и самодисциплина. Необходимо четко понимать, какую прозу вы хотите получить, иметь пример перед глазами и следовать ему.

Самое трудное для писателя - это довести работу до конца. Это не получится сделать без терпения.

Все действительно хорошие книги поражают своей правдоподобностью. Читатель будто сам переживает все события и эмоции. Только хороший писатель может дать все это людям.

Если вы хотите написать роман в трех частях, но не знаете с чего начать, просто садитесь и начинайте сочинять. Это главный совет, который можно дать новичку. Сюда относится не только создание произведений, но и ведение дневников, блогов, писем близким и т. д.

  • Не обязательно описывать события в хронологическом порядке. Писатель - это творец! Сначала можно придумать концовку, а затем саму историю.
  • Русский язык очень богат. Старайтесь использовать неожиданные метафоры и сравнения при создании произведений.
  • Более трех персонажей держать в голове очень тяжело. Поэтому лучше создать краткое описание каждому из них. Имена следует подбирать отличные друг от друга, но в тоже время характеризующие героев.
  • Произведения с неожиданными концовками сильно врезаются в память и вызывают массу эмоций.
  • Оконченную работу следует дать кому-нибудь почитать. Если нет возможности воспользоваться услугами корректоров, лучше отдать произведение друзьям и знакомым, но сделать это анонимно, чтобы получить объективную оценку.

Вот как Стивен Кинг создает свои произведения. Автору нужно иметь два экземпляра своего произведения: черновой и чистовой вариант. Первый должен быть создан без чьей-либо помощи за закрытой дверью. Чтобы все выраженные мысли преобразовать в произведение, потребуется время. На тот период писатель советует полностью сменить вид деятельности или уехать отдохнуть. Книга должна отлежаться минимум шесть недель в закрытом ящике.

По истечению указанного времени проводятся первые корректировки текста: исправляются все опечатки и несоответствия. Главная цель повторного прочтения произведения – понять, связан ли текст полностью.

Формула второго экземпляра рукописи = Первый вариант - 10%.

Только после достижения этой пропорции книга попадает на стол к корректору.

Как быстро захотеть писать, если муза вас покинула

Любого может покинуть вдохновение.

Как быть в таком случае:

  • Вас тревожит какой-то животрепещущий вопрос? Постарайтесь разобраться в нем сами и помогите сделать это окружающим.
  • Стивен Кинг рекомендует писать для одного идеального читателя. Ведь не случайно книги, дошедшие до нас с древних времен, являются письмом к одному человеку («К самому себе» М. Аврелий).
  • Плохих набросков не бывает. Задача писателя - хорошо отполировать текст. Исходник может быть какой угодно.
  • Доверяйте интуиции. Вдохновение может наступить в любой момент. Постарайтесь ухватиться за него и использовать по максимуму, а затем уже работать с результатом. Еще один нюанс: вдохновение приходит во время работы.
  • Работайте на все 110%. Пишите о том, что интересует лично вас. Тогда и другие люди найдут в написаном что-то знакомое.

Все время развивай свой литературный талант

Когда поэт пишет, он создает сочинение для самого себя, когда его корректирует – для читателей. В этот момент важно убрать все лишнее. Тогда произведение станет интересным для других читателей.

Писатель должен развивать свой словарный запас. Но путем чтения. Орфографический словарь лучше положить на полку с инструментами. Стивен Кинг считает, что любое произведение можно испортить, если добавить в него кучу длинных слов. Автору следует излагать мысли быстро и прямо.

Хорошее описание – залог успеха. Это приобретенный навык, которому можно обучится только, если много читать и писать. Описание - это визуализация объекта, героев, предметов, которое начинается со слов автора и должно заканчиваться в воображении читателя.

Как стать хорошим детским писателем

Создание книг для детей - это модное, но сложное занятие. Восприятие ребенка не такое, как у взрослого. Им нужны не модные, а интересные книги.

Поэт детских книг несёт большую ответственность. В них не должно быть насилия, жестокости, издевательств. Детская психика еще не сформирована, потому им тяжело понять иронию и сарказм. Детский автор должен четко знать аудиторию. Чем она младше, тем проще должны быть рассказы и ярче персонажи. Малыши хорошо воспринимают сказки, а более взрослые детки - замысловатые истории.

Хочу стать известным писателем, как этого достичь

  • Убедитесь, что вы действительно хотите стать писателем и готовы работать в этом направлении. Без уверенности в своих силах продвигаться дальше будет очень тяжело.
  • Как можно больше читайте. Чередуйте краткие рассказы с серьезными шедеврами. Это значительно расширит словарный запас.
  • Напишите за 10 дней рассказ, размером в 10 страниц. Используйте полностью свою фантазию.
  • Заведите дневник для будущего «бестселлера» и ежедневно заполняйте в нем одну страницу. Не важно, будет ли это художественное или документальное направление. Дневник нужен для оттачивания мастерства.
  • Предоставляете свои творения широкой публике. Начать продвижение книги можно самостоятельно, через интернет.
  • Прислушивайтесь к конструктивной критике. Запишите себе краткие тезисы и оставьте их на видном месте.
  • Старайтесь создать реальных героев и полюбить свои персонажи.
  • Пишите обо всем, что вас интересует!

Когда Джордж Плимптон спросил Эрнеста Хемингуэя, у которого брал интервью в 1954 году, что нужно делать для того, чтобы стать хорошим писателем, Хемингуэй ответил: Сначала человеку, который серьёзно решил стать писателем, захочется повеситься, потому что на самом деле быть писателем ужасно трудно. Но, если он этого не сделал и он действительно одержим мыслью об этой работе, он должен стать безжалостным к себе и всю оставшуюся жизнь заставлять себя писать как можно лучше. И, к тому же, у него уже будет сюжет о том, как он чуть не повесился в начале своей писательской карьеры.

На сегодняшний день писательский труд актуален, как никогда ранее. Если во времена Хемингуэя – это было занятие для избранных, то сейчас – это занятие, которое в той или иной мере касается всех нас – посредством электронной почты, ведения блогов, через социальные сети. Это первичный способ подтверждения, передачи и оптимизации наших идей. Как написал эссеист, программист и инвестор Пол Грэм:

Когда мы пишем, мы не просто сообщаем свои мысли, мы развиваем и модернизируем их. Если вы плохо пишете и вам не нравится этим заниматься, вы теряете основную часть идей, которые пришли бы вам в голову в процессе письменного изложения мысли.

Итак, что мы можем сделать, для того чтобы улучшить свои способности к письму, не доходя до попыток повеситься? Ниже вы найдёте 25 высказываний известных и необыкновенно талантливых авторов. Хотя все они посвящены профессии писателя, большинство из этих советов применимо к любому виду творческой работы.

1. Филлис Дороти Джеймс (PD James): О том, чтобы сидеть и заниматься делом…

Не планируйте, что писать – просто пишите. Только, когда мы пишем, а не тогда, когда мы мечтаем, мы вырабатываем свой собственный стиль.

2. Стивен Прессфилд: О том, чтобы начинать, ещё не будучи готовым…

Сомнение знает, что чем дольше мы разминаемся перед тем, как начать, тем больше сил и времени нам понадобится для активных действий. Сомнению нравится, когда мы колеблемся и когда мы готовимся слишком тщательно. Скажите ему: мы приступаем!

3. Эстер Фрейд: О поиске своего режима…

Найдите время в течение дня, когда вам лучше всего писать, и пишите. Не позволяйте чему-нибудь ещё вмешиваться. Вам даже не должно быть дела до беспорядка у вас на кухне.

4. Зэди Смит: Об отключении…

Работайте за компьютером, который не подключен к сети Интернет.

5. Курт Воннегут: О поиске темы…

Найдите тему, которая волнует вас и которая, как вам кажется, волнует других. Это неподдельное волнение, а не просто игра словами, будет наиболее притягательным и привлекающим в вашем стиле. Я не заставляю вас писать романы, но, было бы хорошо, если бы вы написали что-то, что вас действительно волнует. Напишите прошение зарыть канаву напротив вашего дома от лица всех жителей или любовное послание к девушке, живущей по соседству.

6. Марин Маккена: Об организации мыслей…

Найдите схему организации ваших заметок и материалов, придерживайтесь её (если, например, вы записываете что-то на слух, не ленитесь и записывайте всё) и верьте, что ваша схема - самая лучшая из всех. Время от времени вам может казаться, что есть более подходящие способы решения ваших проблем. Какими бы они ни были, остерегайтесь необдуманного применения, если 1) они не были рекомендованы людьми, чьи методы вам известны и вы разделяете их взгляды на работу и 2) вы не знаете как быстро, легко и без отрицательных последствий обходиться с ними. Реорганизация схемы работы – невероятно заманчивая вещь, но она требует массу времени.

7. Билл Васик: О важности плана изложения…

Доведите до совершенства план изложения и затем воплощайте его в жизнь. Вы можете его видоизменять в ходе работы, но не пытайтесь на ходу улучшать структуру – сначала продумайте её, а затем начинайте писать. Ваш план проведёт вас даже через те этапы, которые кажутся непроходимыми, потому что ваш план – это последовательные, легко выполнимые действия объёмом в 1 000 слов.

8. Джошуа Вулф Шенк: О первом осиленном черновике…

Напишите первый черновик как можно быстрее. До того, как вы у вас появится черновик, тяжело понять образ грядущего. На самом деле, когда я дописывал последнюю страницу моего первого моего первого черновика к «Меланхолии Линкольна» я подумал: «О-па, теперь я знаю образ грядущего». Но перед этим я, не преувеличивая, потратил годы, для того чтобы написать первую треть и переделать её в первую половину. Есть старое, всем известное правило писателя: нужно иметь мужество и позволить себе плохо писать.

9. Сара Уотерс: О дисциплинированности…

Когда вы пишете, отдавайте себе отчёт, что это – работа. У многих писателей есть свои нормы выработки. Известно, что Грэм Грин писал 500 слов в день. Джин Плейди успевала написать 5 000 до ланча, а затем проводила день, отвечая на интересные письма. Мой минимум – 1 000 слов в день. Обычно этот минимум легко достижим, хотя, честно сказать, иногда бывают моменты, когда сложно выродить что-то, но я всё равно буду сидеть за письменным столом и пытаться достичь своего минимума, потому что я знаю, что, поступая так, я понемногу приближаюсь к своей цели. Эти 1 000 слов могут быть плохо написанными, и такое часто происходит. Но, всё-таки, всегда легче вернуться к плохо, но написанному, и сделать его лучше, чем писать с нуля.

10. Дженнифер Эган: О согласии писать плохо…

Соглашайтесь писать по-настоящему плохо. Пусть это вас не задевает. Мне кажется, в страхе писать плохо есть что-то первобытное, типа: «Это плохое исходит от меня…». Забудьте об этом! Позвольте ему выйти и за ним последует хорошее. Для меня плохое начало, это просто то, от чего можно оттолкнуться. Оно не является чем-то важным. Вам нужно разрешить себе так поступать, потому что вы не можете всегда писать только хорошо. Это то же самое, когда люди ожидают, что в их жизни будут только хорошие моменты и отсюда проистекают творческие кризисы. Когда не получается написать хорошо, позвольте себе писать плохо… Мне было тяжело писать «Сторожевую башню». Это было ужасно! Рабочим названием для черновика было «Короткий плохой роман». Но я думала о том, что я всё равно не должна бросать его.

11. Аль Кеннеди: О страхе…

Будьте бесстрашны. Да, это невозможно, поэтому время от времени давайте волю небольшим приступам страха и переписывайте, но немного. Но откиньте всепоглощающий страх, и, борясь с ним, пишите, возможно, руководствуясь этой борьбой. Но если вы впустите в себя страх, вы не сможете писать.

12. Уилл Селф: О том, что сделано…

Не оглядывайтесь на то, что уже сделано, до тех пор, пока вы не напишите черновик до конца. Просто каждый день начинайте с последнего предложения, которым вы закончили предыдущий день. Это пресечёт чувство досады. Вы будете знать, что вы сделали значительную часть работы ещё до того, как перейти к главному. Этим главным является… редактирование.

13. Харуки Мураками: О формировании способности концентрироваться…

В личной переписке великий писатель детективов Раймонд Чандлер признался однажды, что даже если он ничего не писал, он всё равно садился каждый день за письменный стол и концентрировался. Я понимаю, с какой целью он так поступал. Таким образом Чандлер вырабатывал профессиональную писательскую выносливость, которая подстёгивает силу воли. Он не мог обойтись без такой каждодневной тренировки.

14. Джефф Дайер: О силе множества проектов…

Нужно иметь несколько идей, которыми, в случае необходимости, можно сразу воспользоваться. Если это две идеи, одна из которых – писать книгу, а вторая – бездельничать, то я выберу первую идею. Но если у меня есть идеи для двух книг, то у меня есть возможность выбора. Мне всегда нужно знать, что есть что-то, что ещё можно сделать.

15. Огюстен Берроуз: О том, с кем проводить время…

Не окружайте себя людьми, которым не нравится, что вы пишете, и которые не поддерживают вас в этом деле. Подружитесь с писателями и создайте своё сообщество. Такое литературное сообщество наверняка будет успешным и ваши друзья будут правильно отзываться и конструктивно критиковать написанное вами. Но, на самом деле, лучший способ стать писателем – это писать.

16. Нил Гейман: Об отзывах…

Когда люди говорят вам, что что-то не так или что-то им не подходит, они практически всегда правы. Когда они говорят вам что, по их мнению, именно не так и как это исправить, они практически всегда ошибаются.

17. Маргарет Атвуд: О втором чтеце…

Вы никогда не сможете прочитать свою книгу с нетронутым восприятием, которое начинается со смакования первых страниц новой книги. Ведь вы её писали. Вы находились за кулисами. Вы видели, как фокусник прячет кроликов в цилиндр. Поэтому, перед тем как отдавать то, что вы написали, на оценку в издательство, попросите приятеля, а лучше – двух приятелей, посмотреть написанное вами. Только не надо давать это тому, в кого вы влюблены, иначе вы можете расстаться со своей любовью.

18. Ричард Форд: О чужой славе и чужом успехе…

Старайтесь воспринимать успехи других людей примером для вас.

19. Хелен Данмор: О том, когда следует останавливаться…

Заканчивайте писать тогда, когда вам ещё хочется продолжать, и продолжайте на следующий день.

20. Хилари Мантел: О творческом кризисе…

Если вы застопорились, встаньте из-за письменного стола. Погуляйте, примите ванну, поспите, спеките пирог, порисуйте, послушайте музыку, поразмышляйте, сделайте зарядку. Делайте что-нибудь, только не торчите за письменным столом и не раздражайтесь впустую, пытаясь решить проблему. Но не болтайте по телефону и не идите в гости, потому что, иначе, вы впитаете чужие слова, вместо своих ещё не найденных. Откройте им пространство, оставьте место для них. Будьте терпеливы.

21. Энни Дилларс: О том, что выходит из-под контроля…

Работа – это процесс, который быстро выходит из-под контроля. Он может стать необузданным… превратиться в сильного льва. Вы должны приручать его каждый день и снова и снова подтверждать своё господство над ним. Если вы пропустите хотя бы день, то вам, наверняка, будет страшно открыть дверь и войти к нему. Вы должны, не показывая страх, подходить к нему и с криками «Алле-оп!» командовать им.

22. Кори Доктороу: О том, как писать, когда тяжело…

Пишите, даже когда вокруг всё в беспорядке. Для того, чтобы писать, вам не нужны сигареты, тишина, музыка, удобное кресло или просто спокойная обстановка. Единственное, что вам действительно нужно – это то, чем будете писать и десять минут времени.

23. Чинуа Ачебе: О том, чтобы делать всё возможное…

Я считаю, что, на самом деле, хорошему писателю не нужно говорить, что он должен делать. Разве только, чтобы он продолжал в том же духе. Просто обдумайте работу, которую вам нужно сделать, и делайте её изо всех сил. Однажды вы действительно сможете сделать всё, на что вы способны и после этого вы можете выносить свою работу на обозрение. Но мне кажется, что это, в большой мере, не может относиться к новичкам. Они пишут свои первые черновики и хотят, чтобы кто-то посоветовал им как их закончить. Я стараюсь избегать давать такие советы. Я говорю: «Продолжайте в том же духе!». Я пришёл к выводу, что никто не может мне дать совет и что у каждого, кто старается, однажды всё получится.

24. Джойс Кэрол Оутс: Об упорстве…

Я заставляла себя начать писать, когда я была совершенно измучена, когда, казалось, душа расстаётся с телом и казалось, что я не смогу пережить следующие пять минут… и, так или иначе, то, что я начитала писать, меняло всё. Во всяком случае, мне так казалось.

То, как вы пишете книгу – это то, как вы её пишете. Ручка – полезный инструмент. И если вы печатаете – это тоже хорошо. Продолжайте заполнять страницу словами.

Профессия писателя кажется многим просто удивительной: ты создаешь свой мир, твое имя на книгах, которые покупают люди, а если еще и книга окажется интересной, то ты сможешь прославиться и делать хорошие деньги.

Последнее, правда, больше характерно для заграничных авторов, поскольку отечественные писатели редко живут только на гонорары, подрабатывая редакторами, преподавателями, корректорами, издателями.

И все равно, молодые таланты донимают своих старших коллег одним и тем же вопросом: «Как стать писателем

Хочу предупредить сразу: если вы хотите много зарабатывать, то выбирайте мир бизнеса или финансов!

Литературное творчество – это, скорее призвание, чем специальность.

К тому же оно, как и любое другое занятие, требует постоянного усовершенствования своих способностей, вложения труда и времени.

Не передумали?

Что ж, тогда, вполне возможно, что сейчас эту статью читает будущий Тарас Шевченко или Лев Толстой. 🙂

Как стать писателем: мини-опрос

Если вы опросите с десяток случайных людей на улице на предмет, что нужно, чтобы стать писателем , то в большинстве случаев получите один ответ: «Литературный талант!»

А если следующим вопросом, который вы зададите респонденту, будет: «Что такое литературный талант?», то услышите, что это умение:

  • связно и грамотно излагать свои мысли;
  • писать интересно и захватывающе;
  • создать книгу, которую захочется перечитать еще раз;
  • писать увлекательно о скучных вещах и т.д.

Действительно, всеми этими качествами хороший писатель должен обладать, но литературный талант – это дар, которые вы получили при рождении, но лишь его недостаточно, чтобы оставить свой след в литературе.

Как я смогла стать писателем?

Открою вам свою страшную тайну: в юности я писала стихи, и даже посещала литературный кружок, где мне рассказывали, как стать писателем .

Конечно, были среди моих произведений и совсем бросовые наборы букв, но некоторые получили похвалу членов Союза писателей Украины, которые проводили с нами занятия.

Последние классы школы и первые курсы университета я трудилась особенно продуктивно и сегодня храню, как память, несколько исписанных тетрадок.

Последние годы учебы были очень загруженными, поэтому было не до писательства.

Свой последний стих я создала много лет назад.

И вот смотрите: зародыши литературного таланта у меня были – это признавали опытные поэты, но писателем я так и не стала, да и не собиралась, честно говоря.

Для того чтобы действительно покорить литературный Олимп помимо таланта, вам потребуется:

  1. Колоссальная – между идеями, парящими у вас в голове, и книгой в красивой обложке прячутся сотни часов рутинной работы.
  2. Грамотность – ни один корректор не сможет исправить опусы с огроменным количеством ошибок.
  3. Усидчивость – если вы хотите создать хотя бы одну книгу в этой жизни, то придется провести много часов за компьютером, не отвлекаясь на социальные сети.
  4. Постоянное самообразование – многие писатели , куда выписывают сентенции, красивые фигуры речи, увиденные бытовые сценки и прочее, не потому что им заняться нечем, а потому, что все это может им пригодиться для работы. Ну, и конечно, читать придется очень много.
  5. Жизненный опыт – шестнадцатилетняя девочка, создавшая литературный шедевр, – это, скорее, исключение из правил. В своем произведении вы должны передать людям знания, впечатления, а откуда они могут взяться в юном возрасте?
Перенимать опыт старших коллег – не стыдно.

Некоторое время я общалась с известным украинским писателем – лауреатом Шевченковской премии, и он рассказал мне, как стать писателем , и поведал о своих принципах литературного труда.

    Внимай всему, что происходит вокруг тебя.

    Ты должен не просто идти на рынок за покупками, а постараться найти новые сюжеты.

    Постоянно наблюдай за людьми.

    Половина успеха произведения – персонажи, которым веришь.

    Ты должен не придумывать, что сделал бы учитель в этой ситуации, а точно знать алгоритм его действий.

    Заботься о деталях.

    Если ты пишешь о какой-то профессии, то собери максимально полную информацию, заручись при необходимости поддержкой специалистов.

    Пиши просто и красиво.

    Предложение, размером со страницу, и без знаков пунктуации – модная тенденция, которая скоро пройдет.

    Читатель должен понимать тебя, но опускаться на уровень пятиклассника, естественно, нельзя.

    Приготовься к отказам.


    Даже если ты создал произведение, которое считаешь шедевром, будь готов к тому, что у издателей имеется по поводу него противоположное мнение.
  1. Пиши каждое произведение так, будто бы оно – последнее в твоей жизни.

    Размышления: «Да ну, это ведь всего маленький рассказик для журнала» – недостойны писателя.

    Даже четверостишье на открытке нужно писать с максимальной отдачей.

    Помни о том, что быть писателем – не развлечение, а работа, которой нужно уделять не меньше 5 часов в день.

    Если не продвигается создание текста, то почитай что-то, что поможет тебе найти ниточки для сюжета.

    Каждое ваше произведение должно учить чему-то хорошему, но избавьтесь от менторского тона.

    Вы должны поучать ненавязчиво, через юмор, лирику, драму, но не в лоб.

    Завязка и концовка – наиболее важные части произведения.

    А вот неудачная концовка приведет к раздражению, которое выльется в обещание: «Никогда больше не куплю книгу этого автора!»

    Не гонитесь за литературными премиями.

    Работайте для читателя, а дипломы и медали вас сами найдут.

    А даже если и не найдут, то, по-моему, гораздо важнее, чтобы твоими произведениями зачитывались целые поколения, чем создать нечто, которое даже члены комиссии, вручающей тебе диплом, не смогли осилить.

Не ленимся и смотрим познавательное видео о том,

как обычные люди становяться писателями!

Но самое главное – выбирая нелегкий писательский труд, хорошо подумайте.

Литература беспощадна к халтурщикам.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Если вы решили стать писателем и уже обдумываете, куда поступать, чтобы получить соответствующее образование, не спешите. И вот почему.

Образование – это замечательно. Все, что вы узнаете, несомненно пригодится вам в будущем, потому что бесполезных знаний не бывает. Концептуально я полностью поддерживаю либеральное образование, даже если вы и не сразу найдете очевидное и непосредственное применение тому, чему научились, в повседневной жизни. Тем не менее, учитывая нынешнее состояние современной экономики, становится все труднее оправдать затраты на обучение, а потому я все больше начинаю сомневаться в необходимости высшего образования, по крайней мере, для такого рода деятельности, как писательство.

Это сугубо личное мнение, но поразмыслите над следующим: все важные вещи о том, как нужно писать, я узнал от писателя, который был обычным профессором колледжа. Более того, лучшими уроками по написанию рассказов, историй и прочего для меня стали интервью, которые я смотрел по телевизору или читал в книгах. И в этом есть смысл, верно? Ведь кто, как не писатели, лучше всего расскажет вам о писательстве? Они любят поговорить о своем ремесле, похвастаться успехами и давать советы. Советы, приведенные ниже, абсолютно бесплатные и проверены на собственном опыте. Читайте и запоминайте.

5. Нет такой вещи, как флешбэк – это флешпрезент

Будучи подростком, я посмотрел документальный фильм о сценаристе, обладателе премии Академии кинематографических искусств и наук (Оскара) Уальдо Солте под названием «Уальдо Солт: Путь сценариста». Работа Солта заключалась в адаптации романов для кино, а для этого нужно понимать суть этих двух понятий и разницу между ними. Тем не менее, совет, который он дал, в равной степени относится и к кино, и к романам: «Нет такой вещи, как флешбэк – это флешпрезент». Другой гигант этой индустрии, Сид Филд, поясняет, что флешбэки, по сути, несут в себе весьма важную информацию и, если применены правильно, раскрывают определенные детали о герое.

Если вам кажется, что флешбэк выполнен неудачно, в таком случае он представляет собой обычный сюжетный прием – нагромождение второстепенной информации, которая обычно носит поясняющий характер и содержит какие-либо общие факты.

Задача состоит в том, чтобы использовать флешбэк не как сюжетный прием, а больше как воспоминание. Мы несем воспоминания через всю нашу жизнь. Их вызывают вещи, которые мы делаем в настоящий момент. Вот что имел ввиду Уальдо Солт. Чтобы оправдать свое существование, флешбэк должен быть связан с тем, что происходит «здесь и сейчас». Если вы используете его именно таким образом, вы не только освобождаете свою историю от излишней, пустой информации – что очень важно для написания как киносценария, так и романа – но и позволяете читателю глубже понять характер героя.

Есть еще один секрет: если вы будете использовать флешбэки правильно, как советует Солт, тогда вы сможете лучше понять как прошлое, так и теперешнюю жизнь вашего героя, и найти ответ на вопрос «Почему он так думает и что он чувствует?». Вы должны создать связь между тем, что было, и тем, что происходит в его жизни в данный момент. «Такое ощущение, что это действие происходит в настоящем», – написал мой литературный редактор, встретив в моем романе самый первый случай использования флешбэка. И это самый лучший комплимент, который я когда-либо получал.

4. Скрывайте элементы сюжета при помощи юмора

Джон Клиз, член-основатель комик-группы «Монти Пайтон», создатель, пожалуй, величайшего ситкома всех времен «Башни Фолти», писатель, автор сценария кинофильма «Рыбка по имени Ванда», ставшего классикой, в последнее время переключился на чтение лекций на тему креативности и творческого процесса, однако самые бесценные знания я получил из одного его интервью, которое он дал еще в 80-х годах по поводу телесериала «Башни Фолти». Клиз пояснил, что не хотел создавать нечто, похожее на стандартные ситкомы, где они просто обрушивают на вас весь сюжет целиком уже в первые пять минут после начала.

Клиз говорит, что когда он писал сценарий для шоу со своей тогдашней женой Конни Бут, они всегда старались «замаскировать» весьма важные элементы сюжета при помощи юмора. Цель такого приема заключалась в следующем: преподнести зрителю значимую информацию таким образом, чтобы он даже и не осознал, не заметил этого. А вызвать смех – это самый прекрасный способ сделать это.

Из этого вытекает следующий важный момент: вы должны признать, что писательство – это одна сплошная уловка. Каждый раз, когда читатель смеется или плачет, вы задействуете для этого манипуляцию. Пусть это вас не расстраивает. Читатели хотят, чтобы их вводили в заблуждение. Именно поэтому нам нравится смотреть всякого рода магические шоу. Мы знаем, что та девушка на самом деле не может парить в пространстве, но мы жаждем этого момента, жаждем магии. То же самое касается и читателей. Мы считаем, что истории пишутся для нашего наслаждения. И писатели, которые скрывают свои хитрости – вовсе не подлые обманщики. Они волшебники, которые делают это для того, чтобы подарить нам чудо.

3. Не давайте иссякнуть вашему колодцу

Я научился никогда не опустошать свой творческий колодец и всегда останавливаться, когда там, на дне, еще что-то осталось, дабы источники, что питают его, смогли за ночь снова наполнить его живительной влагой.
Эрнест Хемингуэй

Из всех советов великого писателя этот я ценю превыше всего. Его слова действительно имеют смысл. Все мы слышали о принципах, которых придерживаются писатели при создании своих произведений. Например, Стивен Кинг пишет со скоростью 1,2 миллиона слов в день на специально приспособленной печатной машинке, которая позволяет ему, используя свои верхние и нижние конечности (и не только), сразу же превращать напечатанные страницы в готовые книги, с обложкой и в твердом переплете. И где же предел? Нужно ли вообще останавливаться, делать перерывы? Думаю, да. Это весьма важно.

Произведение должно обладать целостностью и связностью. Его можно сравнить с ромашковым венком: цветы – это события, которые сплетаются между собой одно за другим, образуя полноценное, гармоничное повествование. Более того, писать получается лучше тогда, когда вы только на 85 процентов уверены, в каком направлении двигаться дальше. Порой, если вы чересчур отчетливо представляете себе развитие сюжета, исчезает вся магия, и вы из волшебника превращаетесь в обычного репортера. Но если вы остановитесь в тот момент, когда на дне творческого колодца осталась хоть какая-то капля, и не станете записываете каждую вещь, которую диктует вам ваше воображение, но будете продолжать думать об этом – произойдет нечто удивительное.

Джером Дэвид Сэлинджер говорил: «Роман разрастается в темноте». Это значит, что даже тогда, когда вы не работаете активно над ними, ваше подсознание все равно продолжает выстраивать детали. Если объединить мысли Хемингуэя и Селинджэра воедино, то та малость, которая остается «на дне колодца» всякий раз, когда вы пишите, станет «разрастаться в темноте», и, в идеале, когда Вы снова вернетесь к написанию, ваша голова будет полна хороших, новых идей. Следуя одна за другой, на бумаге они постепенно начнут превращаться в «полноценное, гармоничное повествование».

2. Не зацикливайтесь на оригинальности

Я никогда не испытывал творческого кризиса: это ужасно, и я не хочу, чтобы это происходило со мной. Но за период приблизительно с 18 до 28 лет я беспощадно отверг очень большое количество собственных идей только из-за того, что они были не достаточно оригинальными. Это не был творческий кризис. Просто я принял решение писать только о том, что мне по душе. И это было плохое решение, потому что «недостаток оригинальности» – это не причина что-то не любить. В мире есть бесчисленное множество важных историй, которые повторяют друг друга, будь то Библия, «Супермен» или «Звездные войны». Не позволяйте сходствам сдерживать вас. Будьте свободными. Вы можете нарушать правила и делать все, что захотите. И помните: существует масса возможностей быть собой.

Но как вы узнаете, когда вы являетесь плагиатором, а когда просто заимствуете определенные элементы, при этом привнося в них что-то свое, сохраняя свою душу? Я пришел к осознанию этого, будучи уже писателем, с помощью Джоан Роулинг, точнее ее известных романов о Гарри Поттере. Разве магглы не похожи на персонажей Роальда Даля, разве черное перо Долорес Амбридж не напоминает орудие пыток из произведения Ф. Кафки «В исправительной колонии», разве поиски крестражей, чтобы уничтожить их, не перекликаются с путешествием Фродо, чтобы уничтожить Кольцо? Да, да и да. Однако все эти схожие детали являются частью собственной, оригинальной истории писательницы о школе, где установлены строгие правила поведения, которые впоследствии неоднократно нарушаются во благо одного особенного мальчика.

Так что перед тем, как вы убьете свои идеи, лучше запишите их все где-нибудь, а потом внимательно изучите. Возможно, среди них и найдется что-то действительно стоящее.

1. Задайте себе вопрос: «Какие чувства вы хотели бы вызвать у читателей в том месте, где пробел?»

Из всех советов в данном списке это единственный совет, который дал мне преподаватель университета – профессор Дэн Макколл. Мне несказанно повезло, что именно он обучал меня основам писательского мастерства и был моим научным руководителем. В отличие от большинства других преподавателей писательского мастерства, Дэн всегда вслух зачитывал рассказы, написанные студентами, перед всей аудиторией. Он вынуждал вас слушать, как звучат ваши слова не на бумаге, а вживую, давал понять, как они влияют на окружающих.

Дэн Макколл говорил, что каждый писатель должен спросить себя, какие чувства он хотел бы вызвать у читателей в том месте, где «пробел». Под пробелом он имел в виду пустое пространство, которое остается на странице после последней отпечатанной строки в конце произведения. Если произведение действительно написано хорошо, оно обязательно оставит след в вашей душе.

Отсюда напрашивается вывод, что для того, чтобы вызвать у читателя определенные чувства, достаточно просто эффектно завершить историю. В конце концов, людям ведь нравится мощный финал? Нравится, но… Если вас действительно беспокоит то, что почувствуют читатели после прочтения вашего произведения, тогда вся ваша книга, от начала и до конца, должна быть мощной, волнующей.

Дэн умер в прошлом году. Я не успел сказать ему, что скоро выйдет мой первый роман, но успел попросить разрешения назвать своего героя его именем. Он обладает даром ясновидения, широчайшими знаниями в области науки, истории и поп-культуры, однако ему все равно далеко до настоящего Дэна Макколла, человека, который одним только взглядом или саркастическим смехом мог дать вам понять, что не так в вашем произведении и куда нужно двигаться дальше…

Писательство – такая же работа, как любая другая. Но многие начинающие писатели этого не понимают, им видится бесконечный полёт творчества. Жаль, но всё прозаичнее. Чтобы стать хорошим писателем (не гениальным, но по-настоящему хорошим), нужно делать следующее:

1. Пишите каждый день

Суть в том, чтобы каждый день садиться и писать художественную прозу (или пьесы, если вы драматург, или статьи, если вы журналист). Польза огромная. И это вовсе не сложно. Моя знакомая работает помощником руководителя. Каждый день она пишет по 15 минут перед работой и 15 минут во время обеда.

Можно весь день разглагольствовать о великих сюжетах для романов или сценариев, но есть только один способ стать хорошим писателем – сесть и писать.

2. Ведите дневник

Дневник – отличное подспорье для саморазвития, не только для писателей, но вообще для кого угодно. Дневник – это место, где вы пишите правду и только правду о своей жизни (никто же не прочитает, можно и честным побыть), анализируете эмоции, находите важные решения. Кроме того, писатель всегда может записать в дневник любую пришедшую ему идею и практиковаться собственно в писательстве.

3. Извлекайте уроки из всего без исключения

Когда в жизни происходит нечто «плохое», это на самом-то деле отличный урок. Спросите себя, как бы вы пережили это событие во второй раз, а потом используйте его – придумайте сцену на его основе, например. У всех в жизни бывают трагедии, но хороший писатель найдёт, что с ними делать.

4. Заткните рот своему внутреннему критику

Голос критика в вашей голове срывается на визг, как только вы садитесь писать. «Это бред!», - кричит критик. «Никто этого читать не будет!», - надрывается критик. Не слушайте его. Он задушит ваш творческий потенциал, если вы ему позволите. Заткните ему рот. И не судите себя сами слишком строго – вы только учитесь.

5. Читайте столько, сколько можете

Читайте такие книги, какие сами хотели бы написать. Читайте книги, которые волнуют вас. Читайте книги, от которых не можете оторваться. А когда читаете – учитесь у писателей. Даже у ваших кумиров, которые давным-давно стали популярными, бывают в книгах слабые места. Когда находите такие – спрашивайте себя самого: а как бы я это улучшил?

6. Радуйтесь сторонней критике и неприятию

Поймите, что любое искусство субъективно. Неприятие означает, что вас точно заметили, а это здорово. Столько талантливых писателей никому не показывают свои работы, потому что боятся получить отказ! Сделайте коллаж из таких отказов и гордитесь ими. Каждый отказ – это попытка. А попытка – это гораздо больше, чем делают многие.

7. Пробуйте новое

Учитесь новому, увлекайтесь новым, посещайте новые места. Глядите на мир со стольких углов, со скольких вообще можете. Новые мероприятия, места, люди, культуры – всё это вдохновит на новые истории. Чтобы стать хорошим писателем, нужно смотреть на мир.

8. Обращайте внимание на всё, что касается писательства

Телепередачи, фильмы, даже электронные письма и посты в соцсетях – всё это учит писать. Что вы думаете о сценарии «Игры престолов»? Или вы заметили кучу грамматических ошибок в сообщении друга? Есть ли способы структурировать рассылку для сотрудников? И так далее.

9. Всегда ищите, куда расти

Никогда не думайте, что вы достигли совершенства. Хороший писатель, вне зависимости от уровня и статуса, всегда чему-то учится.

10. Прислушивайтесь к другим писателям

Один из путей роста – писательские курсы, чтение книг и блогов о писательстве, посты любимых писателей в социальных сетях и так далее.

11. Бросьте себе вызов

Не говорите себе, что чего-то не можете: например, писать научную фантастику или написать роман за месяц. Бросайте себе вызов, желательно не единожды.

12. Учитесь у других видов искусства

Ходите в музеи, на концерты, в кино, театры. Всегда ищите новые источники вдохновения, чтобы стать хорошим писателем. Заодно познакомитесь с творческими людьми других профессий. Никогда не знаешь, рисунок, фотография, песня или фильм вдохновит на следующий рассказ.

13. Следуйте за навязчивыми идеями

Пишите то, что хотите написать, а не то, чего от вас ждут друзья, родители или наставники. Не надо писать только потому, что такое будут покупать или такого хотят издатели. Пишите о том, чем увлечены. Пишите о том, что любите. Пишите такие рассказы, которые сами хотели бы прочесть.

14. Цените собственный стиль

Не сравнивайте себя с другими писателями. Не пытайтесь быть как Стивен Кинг или Дж.К. Роулинг. У каждого человека свой уникальный опыт, свой взгляд на мир. Нет двух писателей, которые рассказывали бы одинаковые истории. Ищите истории, которые можете рассказать только вы, и пишите.

Статьи по теме