"Война и мир": история создания, своеобразие презентация к уроку по литературе на тему. История создания романа Л.Н. Толстого «Война и мир Отражает глубокий философский смысл; оно многозначно


Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине!

Н.Страхов


Путь к роману «Война и мир»

Психологизм повести

«Детство»(1852 г.)

Правдоискательство и

деромантизация войны

«Севастопольских рассказов»

Народность

повести «Казаки»(1862 г.)

«Война и мир»

(1863 -1869 г.г.)


В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя.

Л.Толстой

1863-1869 г.г.


Развитие замысла «Я старался писать историю народа»

1856 г. Встреча с Пущиным и

Волконским роман «Декабристы»

(герои – Пётр и Наталья Лобазовы)

1825 г. Восстание на

Сенатской площади

1812 г. Отечественная

1805 г. Война с Наполеоном

в союзе с Австрией


Поиски заглавия

«Три поры»

«1805 год»

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

«Война и мир»


Смысл заглавия

«Война и мир»

  • Вооружённая борьба между государствами или народами.
  • Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь
  • Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми.
  • Спокойствие, тишина.
  • Человеческое общество, община (м i ръ)
  • Вселенная

Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды. А.В.Луначарский

Война и мир

Наполеон

Александр Первый

Курагины

Болконские

П.Безухов


Жанр произведения - роман-эпопея

  • ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса, произведение, изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
  • Для Э. характерны:

Широкий географический охват,

Отражение жизни и быта всех слоев общества,



  • 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)
  • 2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)
  • 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)
  • Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)

  • Семейные предания
  • Севастопольский опыт
  • Исторические документы
  • Частные письма
  • Воспоминания участников событий
  • Поездка на Бородинское поле

  • Роль личности и народа в истории
  • Смысл человеческой жизни
  • Совершенствование общества и человека
  • Роль дворянства в истории государства
  • Истинные и ложные ценности
  • Жизнь и смерть
  • Истоки войны и её последствия





  • С.204-208 учебника, записи
  • Чит. 1 том, 1 часть, гл. 1-6 (основные герои, их характеры, приёмы изображения)

Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

  • Я старался писать историю народа…
  • Л. Н. Толстой
  • История создания
  • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
  • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
  • Затем - Петр Кириллович Безухов,
  • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
  • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
  • Количество действующих лиц: более 600
  • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
  • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
  • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
  • История создания
  • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Смысл названия
  • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
  • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
  • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
  • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
  • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
  • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
  • ВОЙНА:
  • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
  • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
  • В современном русском языке:
  • Смысл названия
  • Понимание - непонимание
  • Любовь - неприязнь
  • Доброта - холодность
  • Искренность - лживость
  • Жизнь - смерть
  • Разрушение - созидание
  • Гармония - диссонанс
  • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
  • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Проблематика романа
  • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
  • Два основных конфликта:
  • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
  • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
  • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
  • Л. Н. Толстой
  • Жанр и
  • композиция романа
  • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
  • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
  • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
  • («Тихий Дон» М. Шолохова,
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
  • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
  • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
  • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
  • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
  • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
  • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман построен по принципу «сцеплений»:
  • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
  • Историческая основа романа
  • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
  • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
  • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
  • Третий и четвертый тома
  • посвящены Отечественной
  • войне 1812 г. в России.
  • В эпилоге действие происходит
  • в 1820 г.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
  • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
  • Отношение к Родине и родному народу.
  • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Важнейшие художественные приемы в романе:
  • основной прием – антитеза;
  • приемы «отстранения», авторской характеристики;
  • диалоги, монологи, внутренние монологи;
  • художественная деталь, образы-символы
  • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

История создания романа «Война и мир» Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. "Война и мир", посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место. В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. "Война и мир", посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.

Слайд 17

Описание слайда:


Проблематика романа-эпопеи Причины военных неудач гг; Роль личности в военных событиях и в истории; Причины и роль партизанской войны в Отечественной войне 1812 года; Роль русского народа в Отечественной войне 1812 года; Роль дворянства в государстве; Роль женщины в обществе; Духовные искания человека, цель и смысл его жизни и т.д.


История создания романа «Война и мир» Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».




Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году – эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.


Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора – 50- е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил.


В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, – не роман, не поэма, не историческая хроника, это – роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.


На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно- политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи – о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.


Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги Война и мир, – я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.


Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.


При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805– 1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.


Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.


Два дня Толстой пробыл в Бородине. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, – своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», – записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.


На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов – от юношей до стариков.


В годы работы над романом- эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. "Война и мир", посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.



Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания

Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»


История создания

Роман создавался шесть лет (1863 - 1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».


ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - АНТИТЕЗА

АНТИТЕЗА – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые)


«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ»

Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах конкретных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.


«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ»

Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.


Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.


НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ОТРАЖАЕТ ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ; ОНО МНОГОЗНАЧНО.


Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Весь свет, Вселенная.

Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.

Ближайшее окружение человека.

Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мировоззрение, круг идей героев романа.

Это жизнь.


ВОЙНА

Военные действия враждующих армий.

Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

Зло, насилие, кровопролитие.

Разъединение людей, непонимание, эгоизм.

Конфликт человека с самим собой.

Все, что разрушает гармонию.

Это смерть.


ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Л.Н. Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея .


РОМАН-ЭПОПЕЯ

Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805-1821).

Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.

Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.


Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.

Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.


ПРОБЛЕМАТИКА

Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определенной философии жизни.

Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю и жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.


Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России).

Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришел к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности – историей управляет «роевое движение масс».



ПЕРСОНАЖИ РОМАНА

В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).


Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».

Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся .


ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.



НЕЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной.



Использованные источники

Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.

Статьи по теме