Русский быт в евгении онегине. Cочинение «Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин. Мой выбор темы

Роман «Евгений Онегин», написанный Пушкиным в период 1823 — 1831 гг., по выражению Белинского, — «задушевное произведение автора, любимое дитя его фантазии». И действительно, это произведение, которому Пушкин посвятил более времени, чем какому бы то ни было другому, является одним из самых зрелых. Не говоря уже о том, что роман отличается большим историческим интересом, он — редкий образец и в художественном отношении; написанный изящными, гармоническими стихами, он заключает в себе ряд высоко поэтических картин, иллюстрирован художественными описаниями природы и деревенской
жизни.

Прочтя этот роман, всякий, даже не бывавший в России, может составить себе верное понятие о ее природе и отчасти о деревенском быте. Все четыре времени года нашли себе воспроизведение в «Евгении Онегине» и притом воспроизведение настолько соответствующее действительности, что при чтении романа в душе возникают те же. чувства, какие испытываются при непосредственном созерцании природы.

Вот наступает осень; все стихает, и природа как бы замирает, замирает и жизнь деревенских обитателей.
Зима на Руси — время забав и веселья; катанье в санях, на коньках доступны и составляют удовольствие для всех, без различия пола и возраста. Наступают святки, а с ними и новое развлечение — гадание; гадают все:
Гадает ветренная младость,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски …

Сколько радости и веселья, сколько тайных тревог и надежд соединено с мыслью о предстоящем гаданьи у каждой деревенской девушки; им всем известны «преданья старины глубокой», и все они одинаково верят «и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».

Помещики вознаграждают себя за скуку тогда, когда случится бал у кого-либо из них. На него съезжаются все соседи, гремит музыка и паркет трещит под каблуками чрезмерно усердствующих танцоров. После бала,
согласно традиционному обычаю, гости остаются ночевать у хозяев.

Таков был помещичий быт; нельзя не заметить, что он отличался крайней пустотой и полным отсутствием всяких серьезных интересов, чем и объясняется его скука и снотворность.

Что касается быта простого народа, то он, находясь в крепостном состоянии, зависел от воли господ, и личным характером помещика определялась степень его благополучия. Но вообще от него требовали честности и трудолюбия; если господа были добры, то крепостным жилось далеко не плохо; помещик заботился об их благосостоянии в своих собственных интересах, резкой черты разобщения между барином и крестьянином не существовало; молодые служанки, например, работали и гадали вместе с барышнями, старые няни даже пользовались известным уважением в доме. Что касается понятий простого народа, то надо думать, что они были немногим уже, чем понятия их господ, получивших поверхностное французское воспитание.

Роман «Евгений Онегин» - реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.
Для петербургского дворянства характерны суетность и ми- шурность: «везде поспеть немудрено». День главного героя Евгения Онегина - воплощение суеты:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенъя? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...
А затем - сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. День у него начинается после полудня, он встает поздно - это одна из черт жизни аристократов. После обеда Онегин едет в театр, хотя тот и потерял для него очарование, стал чем-то обыденным, надоевшим:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят...
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Бал начинался в девять или десять часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать за полночь. После ночного развлечения Онегин отправлялся спать:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он.
Евгений в рамках того времени был человеком достаточно высокообразованным и хорошо воспитанным, хотя учился и воспитывался дома:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно.
А еще Пушкин отмечает, что Онегин «острижен по последней моде». В кабинете у героя «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале».
В этом столичном обществе превыше всего ставится общественное мнение, которое создает особенный тип поведения:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые веяния еще не проникли в глубинку, и поэтому в танцах господствует традиция:
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы.
В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы. Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки.
Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы. Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской жизни.
Поместные дворяне - одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения дворян с крестьянами не являются самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц:
Ярем он барщины, старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зеркалом поместного дворянства может служить семья Лариных. Пушкин подробно описывает их быт. Мать Ольги и Татьяны в молодости была московской барышней. Потом она вышла замуж за помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой:
Она езжала по работам
Солила на зиму грибы.
В романе изображены также гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая...
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Нетрудно заметить, что у всех гостей «говорящие» фамилии. И конечно же, все они неисправимые консерваторы. Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили.
Там же, в деревне, встречались и лучшие представители дворянства. Таковы Ленский и Онегин. Ленский стал близким другом Евгению. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. У Ленского много прекрасных задатков, но ему недостает знания и понимания действительности. Он воспринимает людей как романтик и мечтатель.
Как и Онегину, Ленскому чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину - обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви. Ее образ - это пародия на сентиментальный портрет.
Центральный женский образ в романе - образ Татьяны Лариной. Пушкин называет свою героиню «русскою душою», «милым идеалом». В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским. Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин «нелюдим», живет «анахоретом», и Таня «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Она проста и искренна.
Татьяну воспитывала крепостная няня. Няня Татьяны - подлинный представитель женщин из простого народа. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки.
Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно, но в то же время она не лишена определенного практического смысла, а в жизни московского общества «не видно перемен», «все на старый образец». В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвастаться тем и этим. Московская жизнь скучна и пуста. Все в ней бледно, равнодушно: «Они клевещут даже скучно». Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом.
«Евгений Онегин» - в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение. Роман Пушкина составил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет

Курсовая работа

на тему:

Быт и интерьер в романе

«Евгений Онегин »

Выполнила: студентка 2 курса факультета

ИФиЖ, специальность:

«Журналистика»,

Проверил:

Саратов 2009г.

Введение

1.

2. Быт в изображении образов главных героев в романе «Евгений

Онегин»

3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе «Евгений Онегин»

Заключение

Список литературы и источников.

Введение

Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объёму, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Не каждая настоящая энциклопедия даёт такое лаконичное и в то же время полное представление об эпохе: об идеалах, нравах и страстях, о быте представителей всех сословий, какое даёт «Евгений Онегин» о своем времени.

Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как - уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни являются «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.

Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного дворянина Евгения Онегина. Описывая один обычный день Онегина, останавливаясь на деталях быта и интерьера, давая зарисовки внешнего облика героев, и, даже, делая отступления на гастрономические темы, автор, по ходу сюжета романа дает читателю полное представление о среде, в которой формировался характер героев, складывалось их духовное состояние.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Цель настоящей работы - рассмотреть описание быта и интерьера как художественной формы изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Изучить роль описания быта и интерьера в характеристике героя произведения, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;

Исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и интерьера в романе;

Рассмотреть описание быта и интерьера как художественную форму изображения главных героев романа «Евгений Онегин».

1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека

С самого начала «Евгений Онегин» задумывался Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Это одно из самых неисчерпаемых и глубоких произведений русской литературы, что подтверждает огромное количество исследований современных литературоведов, посвященных форме, жанру романа в стихах, сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа.

Этим исследованиям положили начало критические труды XIX - XX веков. Самым значительной и фундаментальной критической работой является труд Белинского представляющий собой цикл из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).

Интересна история комментирования романа «Евгений Онегин». Ведь как только пушкинский роман перешагнул свое время и оказался достоянием новой читательской среды, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В XX веке первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появлялись отдельные издания «Евгения Онегина», снабженные краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные в основном на широкий круг читателей.

В 1932 г. новый комментарий был создан Н.Л. Бродским, который писал в предисловии к третьему изданию, заявляя, что возникла задача обрисовать время, определившее судьбу и психологию главных героев романа, раскрыть круг идей самого автора в постоянно изменявшейся действительности.

В 1978 г. «Евгений Онегин» вышел с комментариями А.Е. Тархова.

Одним из наиболее значительных событий в современном истолковании «Евгения Онегина» явилась публикация в 1980г. Комментария Ю. М. Лотмана. В книгу «Евгений Онегин». Комментарий» включен «Очерк дворянского быта онегинской поры» - ценное пособие при изучении не только «Евгения Онегина», но и всей русской литературы пушкинского времени.

Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека».

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, а также быт и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека. Важно иметь ввиду, что это - виды художественных описаний, и именно описание выражает авторскую оценку.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала художников. Поэтому быту, в широком понимании этого слова, в литературе отводится особое, почетное место.

Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, уклада его жизни. В литературе часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть внутренний мир героя произведения, его характер.

Быт, как образ жизни, представляет собой совокупность связей и отношений по удовлетворению материальных потребностей человека и обеспечению его душевного комфорта в повседневной жизни. Реализация духовных устремлений героя, раскрывающих его жизненную позицию, в рамках материальных возможностей и социального положения.

Иногда, описание бытовых сцен может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.

Интерьер в литературном произведении - это вид художественного описания внутреннего состояния дома или места в котором постоянно находится герой произведения, с тех сторон, которые представляют его в авторском видении и позволяют наиболее ярко раскрыть образ описываемого персонажа.

Этот художественный прием является одним из важнейших средств характеристики литературного героя. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это овеществленная «модель» нашего внутреннего «я».

Описание интерьера - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения и т.д.

Место описания быта и интерьера в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

С описания интерьера может начаться знакомство читателя с героем произведения;

Описание интерьера и образа жизни может быть монолитным, когда автор все его особенности приводит сразу, единым «блоком», и «разорванным», при котором описываемые детали «рассеяны» по тексту;

Отдельные бытовые подробности могут быть описаны автором или кем-то из персонажей;

Интерьер в изображении образов главных героев в романе

«Евгений Онегин»

Место действия играет в пушкинском романе большую и совершенно специфическую роль. События все время развиваются в каком-либо конкретном пространстве. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развертываются.

Описание окружающего героев пространства является одновременно и детально точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики.

Интерье́р (фр. intérieur - внутренний) - архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. Интерьер складывается из трёх составляющих:

Строительная оболочка - пол, стены, потолок;

Предметное наполнение (оборудование, мебель);

Функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

Интерьер - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

В этом отношении роман Пушкина не является описательным - автор почти нигде не дает детальных картин места действия. В романе нет описания внутреннего убранства обычного помещичьего дома в деревне или интерьера петербургского аристократического особняка на набережной Невы, он делает лишь скупые указания, акцентируя внимание читателя на отдельных деталях.

Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет - был устойчивым и выдерживался как в планировке петербургского дома так и в деревенском помещичьем доме, в котором сосредоточена и происходит часть действия романа. Вот в главе 2 автор описывает деревенское жилище Онегина. Читателю передается ощущение силы патриархальной традиции, прочности и надежности бытия, создается атмосфера спокойствия и умиротворения, предполагающая глубокое и серьезное отношение к последующим событиям.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах…

Но здесь же, в нескольких строках, представлено отношение ко всему этому «торжеству старины» самого героя романа. При этом автор не раскрывает мнение Онегина, а акцентирует внимание читателя на внутреннем состоянии главного героя, которое и определяет отношение Евгения к окружающей его обстановке.

…Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

И далее уже никакой торжественности, а следует прозаическое перечисление вполне заурядных бытовых деталей интерьера, которое, собственно, и завершает формирование у читателя целостного представления о деревенском доме Онегина.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года…

Нельзя не обратить внимание, как с помощью интерьера А. Пушкин мастерски создает изумительно точную и пронзительную атмосферу домашней обстановки, простой деревенской жизни, того мира, который меняет представление человека о времени, несет в себе память о прежней жизни. Особенно обращает на себя внимание такая деталь интерьера, как «календарь осьмого года», которая превращается в символ истории и традиции, знаменует собой ушедшее время, подчеркивает вечность бытия.

Но с помощью интерьера поэт не только рисует законченные, исторически точные картины. С помощью интерьера автор дает возможность в динамике развития процесса проследить важные изменения, которые произошли с героем за определенный промежуток художественного времени. В качестве примера можно представить сопоставление двух фрагментов, рисующие интерьер кабинета Онегина в Петербурге и через несколько лет в старой бывшей дядюшкиной усадьбе.

Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов…

Но проходит определенный отрезок времени, происходят события, меняющие судьбы героев романа. Мы смотрим на мир глазами главной героини. Татьяна впервые попадает в пустой дом Онегина и видит, какие вещи его окружали, какие книги он читал, как сквозь мелочи быта проявились его привычки и характер. Все это помогает ей по-настоящему глубоко постичь натуру Онегина, понять его как личность, найти то самое «слово», которое отражало бы его противоречивый внутренний мир.

Таня входит в дом пустой,

Где жил недавно наш герой.

Она глядит: забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал,

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик (…)

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом*.

* - Чугунная статуэтка Наполеона.

Татьяна долго в келье модной

Как очарована стоит…

Косметический салон исчезает, теперь Онегин живет почти в «келье», хотя некоторые светские увлечения им все же не забыты, но он уже больше похож на отшельника, нежели на «мод воспитанника примерного» и «забав и роскоши дитя». Отсутствие роскоши, простота обстановки, «груда книг», немыслимая в его кабинете прежде, портреты романтических кумиров - все это говорит об изменении жизненных ценностей Онегина, об эволюции его внутреннего мира, является свидетельством его духовного роста.

Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа героя романа как художественного единства Пушкин передает посредством описания детали. Это заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт интерьера дворянского жилища онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа. Создавая интерьер жилища героя романа, автор проникает в глубины души человека, представляя жилище как овеществленную «модель» его внутреннего «я».

Заключение

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только онтологически и исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства.

Известное определение Белинского, назвавшего «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа. В романе перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.

Но одной из особенностей «Евгения Онегина» является то, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу. Описание бытовых реалий дает нам необходимое понимание сути происходящих в романе событий, заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт дворянского быта онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа.

Зачастую именно быт и интерьер воплощают в себе сущность такого аспекта поэтики литературного произведения, как художественная деталь, становясь важнейшей чертой образа героя романа.

Сочетание точных и органически связанных между собой описаний «мелочей» быта и деталей интерьера помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека, позволяет судить о внутренней культуре общества того времени.

Список литературы и источников.

    Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. Т.5. 3-е изд. М., Наука, 1964.

    Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1953-1959.

    Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина. М., 1964.

    Лотман Ю.М. "Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий" - Ленинград: Просвещение, 1980 - с.415

    Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999.

    Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.

    Онегинская энциклопедия: В 2 т./Под общ. ред. Н.И. Михайловой. М., Русский путь, 1999.

    Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.

    Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1976.

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве

Мой выбор темы

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка рассказывала сказки. Мы с братом любили слушать стихи. Особенно нравились стихи Пушкина, который тоже любил слушать в детстве сказки и рассказы няни Арины Родионовны и бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В поэзии Пушкина всё было понятно, зримо, образы старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» ярко представали перед нами. А чего стоили его стихи о кораблике:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах,

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана».

Сказки «О царе Салтане», «О семи Богатырях», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» очаровали меня. Передо мной открывался мир чудес:

«У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом».

Эти строки запали мне в душу. В школе мы изучали стихи Пушкина о природе. Красавица-весна, золотая осень, зима красиво описанны в его стихах. Может быть, под влиянием поэзии Пушкина я полюбил природу.

В старших классах я познакомился с более серьезными произведениями поэта, с его прозой, с жизнью самого поэта. Прозаические произведения «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» и другие познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности, учат теперь, как поступить в том или ином случае жизни. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом, за светлые идеалы добра.

Тема «Быт и нравы российского общества в 19 веке» очень обширна, но и интересна. На уроках литературы мы изучали роман «Евгений Онегин» ещё в 9 классе, а теперь мы повзрослели, и хотелось перечитать многие страницы романа ещё раз, понять, как изобразил Пушкин жизнь России в пред декабрьский период, узнать быт и нравы столичного дворянства – московского, петербургского и поместного. Чтобы вникнуть во все это, я прочитал дополнительную критическую литературу.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный российский поэт. Его имя известно не только в России, но и во всем мире. Его произведения читают люди любого возраста от мала до велика.

Родился А.С. Пушкин в 1799 году. Но прожил он недолго. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда поэт был в самом рассвете сил. Одоевский тогда сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». Жизнь поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушкину, русская литература стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного русского литературного языка. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью – удивительная глубина, великая мудрость.

Пушкин начал свой роман в стихах в мае 1823 года, в Кишиневе, в период южной ссылки. В предисловии к первой главе, готовя ее к печати, он писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года…» Поэт подчеркивал фактический, достоверный характер материала, к которому он обратился.

Проблематика романа

Роман «Евгений Онегин» написан в стихах. Это удивительно: в небольшой книжке романа поэт сумел отразить жизнь русского народа и дворянства в 19 веке, сумел запечатлеть жизнь России, быт и нравы многих слоев населения. Сумел разрешить одну из самых сложных тем человеческой жизни - тему любви. Это вечная тема русской литературы.

Главную сюжетную линию в романе составляет история любви провинциальной дворянской девушки Татьяны Лариной и столичного молодого дворянина Евгения Онегина.

Автор подробно описывает картины жизни той среды, в которой жили и воспитывались главные герои романа. Мы видим в романе широкую картину жизни, быта и нравов русского дворянства в эпоху 10-20-ых годов 19 века. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиление недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Пушкин дает подробное описание разных слоев дворянства: столичного и поместного, а также и крестьянства, их быта и нравов. Такого широкого охвата жизни еще не было ни в одном произведении мировой литературы.

За этот-то широчайший охват современной поэту жизни России, за глубину типических образов и богатство идей критик Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

Образ «золотой» молодежи в романе

В первой главе Пушкин повествует об образе жизни представителей «золотой» молодежи в лице Евгения Онегина, говорит о воспитании и образовании молодежи. Онегин, главный герой романа, был воспитан по обычаю светского общества, гувернером-французом. Такое воспитание было далеко от русского национального воспитания:

«Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил».

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по, мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант.

Имел ни счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм».

Пушкин был строг к недостаткам образования светской молодежи, однако отмечал, что круг чтения Онегина был интересен и значителен. Он мог потолковать об Ювенале, римском сатирике 1 века н. э., знал историю Рима: «От Ромула до наших дней хранил он в памяти своей», «бранил Гомера, Феокрита». Дворянская интеллигенция осуждала Гомера за воспевание царей. «Зато читал Адама Смита», английского политэконома, прогрессивного для своего времени.

В образовании Евгения Онегина чувствовалась свободолюбивая направленность. Кругозор его не был узок, он не стоял в стороне от интересов своего времени. Автор большое место отводит описанию одного дня своего героя: позднее вставание, приглашения в постели, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, театр, бал, возвращение домой утром.

«Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Всё равно:

Везде поспеть немудрено».

Круг его знакомых свидетельствует о том, что он не был пустым человеком: Каверин – гусар, офицер, человек образованный, он был членом «Союза благоденствия». Пушкин много рассуждает о театре того времени, о драматурге Фонвизине, о русской актрисе Семёновой, о знаменитой русской балерине Истоминой:

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна».

Поэт как бы спорит с охлажденным мнением Онегина, которому надоели балеты Дидло.

Рассказывая о быте и жизни дворянского общества, поэт говорит о простых людях. Крепостные слуги, ожидающие на морозе своих господ, сидящих в креслах,

«И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони:

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он».

После театра герой романа в своем кабинете готовится к балу. Описание кабинета заслуживает внимания: фарфор, бронза, янтарь, «духи в граненом хрустале» и т.д.

«Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет».

Еще в 18 веке просветитель Н. И. Новиков писал в своем сатирическом журнале «Трутень» о прибытии кораблей из Франции: на них привезены в Петербург предметы роскоши, а «из Петербургского порта на те же корабли грузить будут… наши безделицы, как пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотна и прочее». За пятьдесят лет - от Новикова до Пушкина – характер торговли почти не изменился. И читатель чувствует горечь автора романа за этими, казалось бы, легкими, шутливыми стихами о русской заграничной торговле.

Так уже с первой главы роман охватывает самые разнообразные стороны жизни страны.

«Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит…»

Онегин спит «за полдень», а затем все начинается сначала: жизнь его «однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера». Мотив скуки, усталости и разочарования, возникший ещё в рассказе о посещении Онегиным театра, звучит все сильнее:

«Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…»

Ему все надоело, он пытается найти смысл жизни в чтении книг, но напрасно. Получив известие о болезни дяди, Онегин едет в деревню, вступает во владение поместьем. Природа, уединенные поля, журчанье тихого ручья не исцелили его от тоски. Мы узнаем, что жизнь, освобожденная от труда и забот, не могла удовлетворить не только Онегина, но и всех представителей дворянской молодежи. У него появляется неудовлетворенность жизнью, существующим строем. Это чувство было знакомо и самому автору романа:

«С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум».

Пушкин проводит своего героя через ряд испытаний. Мы узнаем, что Онегин в деревне становится богатым помещиком:

«Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный».

Его соседи – провинциальные помещики. Он решил облегчить положение крепостных крестьян:

«В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил».

Провинциальное дворянство

Столичное и провинциальное дворянское общество в романе не является однородным. Провинциальное поместное дворянство состояло не только из Буяновых и Петушковых. Ведь и Ленский, «помещик новый, в свою деревню прискакал». В авторской характеристике Ленского обращаем внимание на строки:

«…Поклонник Канта и поэт,

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч».

Татьяна по своему социальному положению так же принадлежит к этому кругу. Наряду с отрицательными, почти карикатурными фигурами московского и петербургского дворянства, поэт выводит людей совсем другого типа. Сам Онегин – петербургский дворянин, в Москве к Татьяне «как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел».

Образ дяди Онегина мимоходом затронут в нескольких строках третьей строфы, но запоминается хорошо, очень уж выразительно немногими словами создана картина существования «деревенского старожила». Содержание дядиных шкафов – «тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой, и Календарь осьмого года» - образно раскрывает пустоту, безделье и застой этой жизни. К картине его жизни в рассказе Анисьи добавляются еще штрихи совершенно такого же порядка: старый барии «бывало в воскресенье здесь под окном, надев очки, играть изволил в дурачки» с ключницей.

В главе второй романа воссоздана живая картина жизни стариков Лариных- типичных провинциальных помещиков средней руки. Читая строфы, посвященные Лариным, я отмечаю, что Пушкин показал самое существенное в характере их жизни. Вот госпожа Ларина, в молодости – московская барышня с сентиментальными, в соответствии с эпохой, увлечениями, с пристрастием к иностранным именам и модам, а теперь полновластная хозяйка именья, помещица-крепостница:

«Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь».

Поэт кратко воссоздает уклад жизни Лариных, быт:

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день тройцын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам».

Чувствуется, что автор говорит о привычном значении, а не религиозном содержании бытовых обрядов: молебен и квас, любовь к качелям и говения. Народ «зевая слушает молебен». Это говорит о том, что им он не интересен. В повествовании о жизни и быте стариков Лариных, несмотря на некоторую иронию, несмотря на то, что Пушкин не забыл упомянуть, что Ларина «брила лбы» и «служанок била», мы все же чувствуем некоторое добродушие автора. Пушкина привлекает простота отношений, ещё сохранившаяся у Лариных патриархальность, связь с традиционными русскими обычаями. Здесь нет той пропасти, какой отдалена от народа группа дворянства светского, аристократического.

В пятой главе добродушная ирония переходит в сарказм, когда Пушкин изображает гостей в доме Лариных:

«С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут».

Пушкин подчеркивает, что все помещики – крепостники. Ларина бьёт служанок, в наказание отдает крестьян в солдаты, замуж выдавала молодых крестьянок «по страсти» - приказчик и староста избивали, говорит няня о своем раннем замужестве.

Старая Филиппьевна рассказывает Татьяне о своем замужестве, и в рассказе её встает картина бесправного положения крепостной девушки и женщины. В примечании к рассказу няни в рукописи романа Пушкин записал: «Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж? – По страсти, родимый, - отвечала она: - приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. – В старину свадьбы, как судьбы, обыкновенно были пристрастны».

Картины родной природы постоянно включают образы живущего среди этой природы народа: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «В избушке, распевая, дева прядет». «Пастух не гонит уж коров из хлева»… и т.д.

Таким образом, в романе, где центральное место занимает жизнь дворянского общества, мы находим и отражение жизни крепостного крестьянства. Это одна из тем «энциклопедии русской жизни».

Столичное дворянство

Жизнь столичного дворянства – петербургского и московского – также отражена во многих главах романа.

В седьмой главе изображена жизнь московского общества. Татьяну «развозят» по родственным обедам, и «родственникам» посвящена строфа откровенно сатирического характера:

«Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерия Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…».

Опять ряд, казалось бы, мелких деталей: тюлевый чепец, глупость Ивана Петровича, скупость Семена Петровича, шпиц Пелагеи Николавны и т.д. Но в результате – впечатление жизненной пустоты, застоя. Может быть, это – старики, а молодое поколение занято более значительными вещами? Нет.

«Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор…»

В дворянском собрании «кажут франты записные свое нахальство, свой жилет и невнимательный лорнет».

Неудивительно, что Татьяне «душно здесь»… Только появление Вяземского напоминает нам, что и в этой среде не все одинаковы, есть и какие-то живые силы.

Наибольшую остроту приобретает сатира Пушкина в изображении Петербургского света в восьмой главе романа, в строфах, посвященных зарисовкам гостей в доме Татьяны. «Проласов, заслуживший известность низостью души», «другой – диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян как вербный херувим…» и «путешественник залетный, перекрахмаленный нахал…» Это – «цвет столицы, и знать, и моды образы, везде встречаемые лица, необходимые глупцы». В исключенных из окончательного текста стихах поэт вводил в число гостей ещё некоторых лиц:

«…Тут был во всех своих звездах

Правленья цензор непреклонный

(Недавно грозный сей Катон

За взятки места был лишен);

Тут был ещё сенатор сонный,

Проведший с картами свой век,

Для власти нужный человек.»

Конечно, отношение автора к высшему свету резко отрицательное. Он отмечает пустоту их интересов, пошлость, бессодержательность бесед высшего света. На фоне этих «глупцов» Татьяна, Онегин и Ленский являются умными, передовыми представителями дворянского класса. Из их среды вышли будущие демократы.

Подведем итоги

Итак, роман Пушкина «Евгений Онегин» освещает целый круг вопросов жизни, моральных и эстетических, которые волнуют и теперь людей нашего времени. Работая над этой темой, я пришел к выводу: современная молодежь думает о человеческих характерах и чувствах, о любви и дружбе, о верности и измене, о связи поколений, о глубине чувств, о порядочности, честности и лжи. Гений мудрого поэта сумел разрешить все эти проблемы жизни и помочь нам, молодым, идущим в самостоятельную жизнь людям.

Список литературы:

1. А. С. Пушкин «Сочинения. Том третий», Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1957

2. К. П. Лахостский «Пушкин в школе», УЧПЕДГИЗ., Ленинград, 1956

3. Н. К. Семенова «Русская Литература 8 класс», Просвещение, Москва, 1972

Рецензия

Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве Мой выбор темы Поэзию Пушкина я полюбил еще в детстве. Мама часто читала мне книжки русских писателей, а бабушка расска
Статьи по теме