Васнецов юрий алексеевич композиция с игрушечными рыбками. Сказочный мир виктора васнецова. Работа в издательстве

Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973) - график, живописец, народный художник РСФСР (1966). Учился в Академии Художеств (1921-26) у А.Е. Карева, К.С. Петрова-Водкина, Н.А. Тырсы.

Творчество Васнецова навеяно поэтикой русского фольклора. Наибольшую известность получили иллюстрации к русским сказкам, песенкам, загадкам ("Три медведя" Л. Н. Толстого, 1930; сб. "Чудодейное колечко", 1947; "Небылицы в лицах", 1948; "Ладушки", 1964; "Радуга-дуга", 1969, Гос. пр. СССР, 1971). Создавал отдельные цветные литографии ("Теремок", 1943; "Зайкина избушка", 1948).

После смерти Васнецова стали известны его изысканные живописные стилизации в духе примитива ("Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпой и бутылкой", 1932-1934)

Слово художнику Васнецову Ю.А.

  • «Я так благодарен Вятке - своей родине, детству - красоту повидал!» (Васнецов Ю.А.)
  • «Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем... Весной открывалась веселая ярмарка — Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами... Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках — гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет» (Васнецов Ю.А.)
  • «Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг... Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай - пусть он будет цветок, но другой. Ромашка - и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши... Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король...» (Васнецов Ю.В. Из советов юным художникам)
  • (Васнецов Ю.А.)
  • «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе» (Васнецов Ю.А.)
  • На вопрос, какой был самый дорогой подарок, полученный им, художник ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь»

Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Ю.А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с и . Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм - чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни...

Любовь к цветистой народной культуре художник впитал в своей родной стариной Вятке: «Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве».

Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни - «от сердца, от души расписаны».

Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков. Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно».

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу. «...Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт... да и вообще нигде не служил... Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», - вспоминал Юрий Алексеевич. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…

Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.

Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем. За ними последовал и длинный ряд многих и разнообразных учителей, открывших мир живописи молодому провинциалу. Среди них были академически вышколенный Осип Браз, Александр Савинов, лидеры русского авангарда - «цветовик» Михаил Матюшин, супрематист Казимир Малевич. И в «формалистических» работах 1920 годов индивидуальные особенности живописного языка Васнецова свидетельствовали о незаурядности дарования начинающего художника.

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора - сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.

В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам "Болото", "Конек-Горбунок", "Пятьдесят поросят" К.И. Чуковского, "Три медведя" Л.И. Толстого. Тогда же он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблу-дившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично - кормилицу маму-Козу, маму-Кошку. Подарит им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды.

Так, продолжая поиски своего пути, художник входил в мир детской книги. Чисто формальные поиски постепенно уступали место народной культуре. Художник все чаще оглядывался в свой «вятский» мир.

Поездка на Север в 1931 году окончательно убедила его в правильности выбранного пути. Он обратился к народным истокам, уже будучи искушенным в тонкостях современного живописного языка, что породило то явление, которое теперь мы можем назвать феноменом живописи Юрия Васнецова. Натюрморт с большой рыбой в полной мере свидетельствует о новых ярких тенденциях в работах Васнецова.

На небольшом красном подносе, пересекая его по диагонали, лежит большая сверкающая серебром чешуи рыба. Своеобразная композиция картины сродни геральдическому знаку и одновременно народному коврику на стене крестьянской избы. Плотной вязкой красочной массой художник добивается удивительной убедительности и достоверности образа. Внешние противопоставления плоскостей красного, охристого, черного и серебристо-серого тонально уравновешены и придают произведению ощущение монументальной росписи.

Итак, книжные иллюстрации составляли лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К.С. Малевича в Гинхуке, обучался в аспирантуре при Всероссийской АХ.

В 1932- 34 гг. он создал, наконец, несколько произведений ("Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпой и бутылкой" и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного "базарного" искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям. В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны.

В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к "Английским народным песенкам" С.Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке "Кошкин дом" (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам "Чудодейное колечко" (1947) и "Небылицы в лицах" (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, по многу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники "Ладушки" (1964) и "Радуга-дуга" (1969).

В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги. В русской народной сказке все неожиданно, неведомо, неве-роятно. Если страшно, так до дрожи, если радость — пир на весь мир. Вот и художник делает свои рисунки к книге «Радуга-дуга» яркими, праздничными — то страница голубая с ярким петухом, то красная, а на ней бурый медведь с березовым посохом.

Трудная жизнь художника оставила неизгладимый след на его отношениях с людьми. Обычно доверчивый и мягкий по характеру, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых - старшая, Елизавета Юрьевна, - впоследствии станет знаменитой художницей.

Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём.

Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку. Даже друзья махнули на этого домоседа рукой - пропал человек для большого искусства!

Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями - писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.

Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.

Васнецов Юрий Алексеевич

Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926-1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926-1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927-1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым - «Карабаш»(1929) и «Болото» В. В. Бианки (1930).

В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей - «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н. И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия».

В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников.

В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников.

В 1932-1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ - «Дама с мышкой», «Церковный староста», - возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России. Некоторые исследователи (Э. Д. Кузнецов, Е. Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника.

В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941-1945).

В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов.} В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград.

В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947-1948 гг. - Мельничного Ручья, в 1949-1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей.

В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР.

В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».

Живописные работы 1960-70- х гг. - преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти.

Сайт, посвященный творчеству Васнецова Ю. А.

Елена Хомутова

Цель : познакомить детей с творчеством художника - иллюстратора Ю. А. Васнецова .

Задачи : учить внимательно рассматривать иллюстрации, выделять выразительные характерные средства художника, Расширять и активизировать словарь : художник, иллюстратор, иллюстрация. Развивать у детей умение выразительно читать знакомые потешки, воспитывать интерес к книжной графике.

Материалы : ноутбук, проектор, экран, презентация "Иллюстрации Ю. Васнецова ", гуашевые краски, кисти для рисования, ватные палочки, баночки с водой, 2 мольберта, затонированные силуэты цветов, шапочка художника, костюм лебедя, лист формата А2 с изображением лебедя на реке, иллюстрации Ю. Васнецова и Е . Чарушина, классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", Карел Готт музыка из кинофильма "Три орешка для Золушки".

Предварительная работа : беседа о книжной графике "Зачем в книжках нужны картинки?", рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина, заучивание потешек : "Дедушка Ежок", "Пошёл котик на торжок", "Кисонька-Мурысонька", "Иванушка", рисование сказочных цветов .

Ход занятия: дети входят в зал, встают полукругом.

В. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей : хорошее, радостное, весёлое.)

В. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей)

Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает . (Книга)

Ответы детей.

В. Молодцы, правильно отгадали. Показываем книгу с яркими иллюстрациями. Ребята, а вы любите когда вам читают книги? И у каждого из вас есть своя любимая? Кто знает как называют картинки в книгах? (Иллюстрации) Ответы детей.

Да, правильно, картинки в книгах называются иллюстрациями. Дети, как вы думаете, зачем нам нужны иллюстрации в книгах? (Ответы детей) Кто их рисует? (Ответы детей)

В. Правильно, художники, но профессия эта называется художники-иллюстраторы. И сейчас мы поговорим про одного из них. Дети садятся полукругом.

Много лет назад в нашем государстве жил-был добрый волшебник . И был этот волшебник художником. Звали его Юрий Васнецов .

Вы спросите : "Почему волшебник? Волшебники бывают только в сказках ?" Верно и неверно, он конечно не мог совершать чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках . Творчество Васнецова известно взрослым и детям. Все любят смотреть книги с его иллюстрациями.

Его работы наполнены сказочной силой , излучают доброту и радость . Рисунки Юрия Алексеевича вы видели, когда были совсем маленькими, а мама читала "Баю-баюшки, баю. " и показывала вам картинку.

Помните? Ребёнок читает потешку "Баю-баюшки,баю". Если внимательно рассматривать иллюстрации Юрия Васнецова , можно заметить отличительные особенности в рисовании художника.

Родился Юрий Алексеевич (слайд 4-5) в старинном русском городе Вятка, сейчас этот город называется Киров (слайд 6) . Этот город славится вот такими игрушками (слайд 7) .

Вы их вспомнили? (Ответы детей : дымковская игрушка)

Когда он был маленьким, как вы, он любил ходить на весёлые ярмарки, где продавали разные товары и эти замечательные игрушки. (Слайд 8) Маленький Юра подолгу стоял и любовался их узорами. И если внимательно посмотреть на рисунки Юрия Алексеевича и на дымковские игрушки, можно заметить много общего.

Предлагаем сравнить коня из потешки "Иванушка" с дымковским конём.

Тысячи разных рисунков к сказкам , потешкам и прибауткам подарил нам добрый сказочник Ю . А. Васнецов . Самые известные книги, оформленные им "Ладушки" и "Радуга-дуга" (слайд 10) .

На страницах этих книг мы встречаемся с васнецовскими героями (слайд 11) .

В. Посмотрите, кто это шагает по зимней улице? (Ответы детей : чёрный, усатый кот) А что это он несёт? (Ответы детей : несёт румяную булочку) .

В. Купил, наверное, чтобы на всех друзей хватило. Вспомнили потешку к этой иллюстрации? Ребёнок читает.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

В. Ребята, красота-то какая! Зимой быстро темнеет -вот и горит фонарь, освещает дорогу. Свет от фонаря идет сказочный . А почему сказочный ? (Ответы детей.) Кружочки- снежинки вокруг фонаря хороводы водят. Иллюстрации Ю. Васнецова рассказывают даже о том , чего в книжке не написано. (Слайд 12) . Ребенок читает.

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок :

Там растаял снежок,

Заливает лужок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

В. Ребята, слова в потешке звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему? (Ответы детей) . Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок. Но художник Васнецов придумал , как его выручить : нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка. Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? (Ответы детей) . Он измеряет с её помощью глубину воды. А что мы ещё видим на иллюстрации, о чём не говорится в потешке? (Предполагаемые ответы детей : весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда).

В. Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом!

В. Как много интересных деталей придумал Ю. Васнецов к потешке . Он доставил нам радость своей фантазией.

Слайд 13. "Кисонька-мурысонька"

Кисонька - мурысонька,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька- мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна!

Игра драматизация по потешке.

Слайд 14.(Мыши водят хоровод)

П/и Мыши водят хоровод.

В. Давным-давно, когда книг и в помине не было и писать ещё не умели, в деревне любили сочинять для веселья то, чего на свете не бывает. Слайд 15. Небылицы пели, под них танцевали,а дети в них играли. Так и повелось, из века в век придумывать небылицы и разыгрывать их по праздникам. А художник Ю. Васнецов их нарисовал . И получились небылицы в лицах.

Слайд 16 (По поднебесью медведь летит.)

Слайд 17 (Я медведя поймал.)

Очень часто на иллюстрациях Ю. Васнецова мы видим сказочный лес .

Слайд 18-20 (Три медведя)

В. Узнали сказку ? (Ответы детей) Обратите внимание, какие огромные стволы деревьев и маленькую фигуру девочки нарисовал художник. Посмотришь на этот лес и сразу становится как-то страшно! Ребята, как вы думаете, кого можно встретить в таком лесу (Ответы детей)

Как удивительно художник Ю. А. Васнецов рисовал цветы , кусты, деревья, животных. (Слайды 21 -29) . В каждой иллюстрации они изображены по-разному, но всюду нарядно, ярко, декоративно украшено точечками, кружочками.

Одевает Васнецов своих героев нарядно. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают , старался художник не наряжать - не заслужили они красивой одежды.

Дидактическая игра "Найди рисунки Ю. Васнецова ". (Дети делятся на две команды, рассматривают иллюстрации Васнецова и Чарушина и выбирают рисунки Васнецова ). Ребята объясняют, почему выбрали данную иллюстрацию и оформляют выставку.

Стук в дверь. Входит юный художник (ребёнок) .

Художник. Здравствуйте, я хотел подарить вам картину, но у меня закончились краски. Разворачивает лист формата А2 и вместе с воспитателем прикрепляет к мольберту. (На листе изображение лебедя на речке) . Моей лебёдушке грустно плавать вдоль таких берегов.

В. Не расстраивайся, наши дети тебе помогут. Ребята, хотите сами попробовать стать художниками. Предлагаю нарисовать волшебные цветы. Но для этого нам сначала надо разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный, и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

Наши пальцы-мастера,

За работу им пора.

Дети проходят за столы и украшают силуэты затонированных цветов. Звучит музыка К. Готта из кинофильма "Три орешка для Золушки".

По окончании все рассматривают цветы, находят интересное в каждой работе.

В. Молодцы, справились с заданием!

Дети приклеивают цветы.

Художник. Вот теперь лебёдушка рада, и она хочет с вами поиграть.

Воспитатель. Раз, два, три - превращаемся в цветы. (Дети рассаживаются напротив друг друга вдоль импровизированной речки, изображая цветы, траву.

Звучит классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", появляется лебедь (ребёнок в костюме лебёдушки) .

Дети читают, ребёнок в костюме лебёдушки выполняет соответствующие движения.

Вдоль по реченьке (волны руками) лебёдушка (походить, плавно выгнув ручки) плывёт (помахать «крыльями» ).

Выше (потянуть руки, пальцы развести) бережка (ручки одна на другую перед грудью) головушку несёт (руки к щекам, наклон головы в одну сторону и другую) .

Белым крылышком помахивает, (взмахи «крыльев» )

На цветы (сложить кисти вместе запястьями, пальчики развести) водичку стряхивает (стряхнуть кисти рук два раза) .

Итог занятия : Ребята, с творчеством какого художника-иллюстратора вы познакомились? (Ответы детей) . Почему Юрия Васнецова можно назвать добрым волшебником ? Вам понравились его иллюстрации?

Элементы какой росписи вы использовали при украшении волшебных цветов?

Список литературы

1. Капица О., Карнаухова И., Колпакова Н., Прокофьев А., Чуковский К. Уж ты, зимушка-зима. - М., Лабиринт Пресс, 2014г.

2. Кудряшова А. Небылицы в лицах. - М., ОАО. Московский учебники и картография, 2009г.

3. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб., Акцидент, 1997г.

4. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. - СПб., Детство-Пресс, 2001г.







Юрий Алексеевич Васнецов по праву считается художником русской сказки.
Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная органическая связь с народным искусством. Причем Ю. Васнецов перерабатывает принципы народного творчества, сближая их с современным ему искусством. Образы, созданные им, отмечены оптимизмом, жизнеутверждающей силой, которая характерна для народного искусства.
Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю. Васнецова - редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества.
Один из излюбленных композиционных приемов художника - повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая васнецовская книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения.
Эмоциональный строй рисунков Ю. Васнецова организуется цветом, который играет особую роль. Он не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, оно одновременно становится носителем напряженного поэтического чувства, вложенного художником в тему сказки.
Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк-серый, гуси-белые, лиса-рыжая и т. п. вместе с тем Ю. Васнецов удивительно точно добивается пропорциональности реального и фантастического цвета, что способствует правильному восприятию ребенком изображения. В книге "Ладушки" художник смело и изобретательно использует цвет фона. Цвет становится здесь как бы средой, в которой происходит действие. Такой прием искусствоведы условно назвали "принципом волшебного фонаря". Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым "светом" забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, "настроенное" в соответствии со звучанием цветового фона, живет и своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию.

Юрий Алексеевич иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки и др.
Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым, легко узнаются. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, текст подчиняется им. Ю. А. Васнецов оформляет книгу в целом, при этом строгая конструктивность и логическая завершенность всех ее элементов не сковывают творчество и неистощимую фантазию мастера.
Книжки-картинки Ю. Васнецова знакомят ребенка с жизнью через искусство (Л.Толстой "Три медведя", П. Ершов "Конек-горбунок", С. Маршак "Теремок" и др.). Лучшие работы художника - иллюстрации к сборникам "Ладушки" и "Радуга-дуга".

Чуковский К. И. Сказки / К. И. Чуковский. ; рис. Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Конашевича, В. Сутеева.-М.: Искусство, 1982.- 164, с. : цв. ил.

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей / Ю. Васнецов. ; [авт. предисл. Л. Токмаков; ред. В. И. Серебряная; сост. Г. М. Васнецова; оформ. Д. М. Плаксин] .-Л.: Художник РСФСР, 1984.- 173, с. : ил., цв. ил.

Ладушки: стихи, песенки, потешки, сказки / худож. Ю. Васнецов. .-М.: Самовар, печ. 2005.- 76, с. : цв. ил.; 23 см.- (Тридесятые сказки)

Русские сказки / рис. Ю. А. Васнецова. .- [Изд. 3-е].-Л.: Детская литература, 1980.- 84, с. : ил.:1,20 82.3(2Рос)-6Р15

Радуга: русские народные сказки, песенки, потешки / [рис. Ю. Васнецова]. .-М.: Детская литература, 1989.- 166, с. : цв. ил.

Бианки В. Карабаш. - М. - Л.:ГИЗ,1929.

Бианки В. Болото . - Л.: Мол. Гвардия, 1931.

Ершов П. Конек-горбунок . - Л.: Детиздат, 1935.

Толстой Л. Три медведя . - Л.: Детиздат,1935.

Чуковский К. Краденое солнце . - М.: Детиздат, 1936.

Детские народные сказки . - Л.: Детиздат, 1936.

Маршак С. Теремок. - М.: Детиздат, 1941.

Английские народные сказки. - М.: Детгиз, 1945.

Бианки В. Лис и мышонок . - Л.: Дет. лит., 1964.

Ладушки. Русские народные сказки, песенки, потешки . - М.: Дет. лит., 1964.

Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки . - М.: Дет. лит., 1969.

Чики-чики-чикалочки. Русские народные песенки и потешки . Собрала и обр. Н. Колпакова. - Л.: Дет. лит., 1971.

Работы художника

Статьи по теме