Как расплавить серебро в домашних условиях: о принципах плавления серебра и технике безопасности. Прибор для плавки серебра в домашних условиях

Плавка металла и техника безопасности

Плавка металла предполагает соблюдение техники безопасности и последовательных действий.

Подготовительные работы для плавки серебра

Лунный металл относится к числу материалов, используемых для изготовления различных предметов быта и ювелирных украшений. Часто изношенным и морально устаревшим вещам хочется придать новый вид или переделать.

Серебро, которое устарело и надоело, всегда можно переплавить

Для этого можно их просто расплавить и изготовить другое изделие, воспользовавшись услугами мастера или в кустарных условиях. Плавка серебра в домашних условиях требует четкого соблюдения техники безопасности и последовательности технологического процесса.

Добывать серебряный компонент в промышленных масштабах можно с помощью специально разработанных технологий, связанных с обогащением руды. Для того чтобы переплавить небольшое количество металла в домашних условиях, достаточно иметь минимальный набор приспособлений, включающий:

  • металлическую ложку;
  • асбест;
  • буру;
  • горелку;
  • весы;
  • лом металла;
  • графитный порошок;
  • микроволновую или муфельную печь;
  • шамотную глину.

Плавка металла предполагает изменение агрегатного состояния, связанного с переходом из твердого в жидкость под влиянием высокого температурного градиента.

В домашних условиях необходимо учесть, что расплавленный материал необходимо охладить. Поэтому, приступая к работе, необходимо предварительно изготовить форму для отлива изделия. Серебряный материал, подвергающийся плавке, называется шихтой.

Если необходимо расплавить большой кусок материала, то его можно разделить на мелкие куски с помощью инструмента.

Изготовление формы для отлива является составной частью подготовительных работ. Для этого необходимо изготовить металлический короб, в который будет заливаться смесь из гипса и талька. Предварительно он изготавливается из пчелиного воска, который можно добыть у пчеловодов. Макет изделия помещается в короб и заливается смесью. После застывания массы форму прогревают и полностью вытапливают из нее воск. Остатки воска могут образовать на изделии дефекты. В процессе нагрева из нее испаряются остатки влаги. Форма готова к отливу.


Чтобы получить фигурное изделие, нужна форма для отлива

Технологический процесс

  1. Обычно в изделиях серебро находится в виде сплава с другими металлами. Поэтому при плавке необходимо извлечь из соединения частицы стали или железа с помощью магнита. Это действие сократит время для перехода металла в жидкое состояние и обеспечит равномерный нагрев металла.
  2. Дальше необходимо соорудить плавильню, изготовленную из листового асбеста и состоящую из прямоугольных частей, отличающихся размером. Предназначается конструкция для выполнения роли тигля.
  3. Для защиты от попадания в сплав кислорода используют буру или флюс. Ее засыпают в емкость, выполняющую роль плавильни. После прогрева флюса или буры до состояния густой массы зеленого оттенка в нее помещают куски металлической заготовки.
  4. Сначала куски металла приобретают красный цвет, потом постепенно начинают оплавляться. Если в процессе плавки металл покрыт мутной пленкой, то он не начал плавиться. Для этого необходимо отрегулировать пламя горелки и прибавить температуру.
  5. Жидкий расплавленный металл, отличающийся ярким серебряным цветом, заливают в форму. При неудачной попытке плавки или изготовления изделия процесс необходимо остановить, предварительно остудить материал, после чего повторить действия с самого начала.

Другие методы переплавки металла

  • Значительное количество лунного металла можно переплавить с помощью паяльной лампы. Соответственно, приспособления для работы (тигель с шихтой) придется разместить в трубе из шамотной глины большего диаметра и толщины стенок.
  • В домашних условиях переплавить серебро можно с помощью обыкновенной микроволновой печи, воспользовавшись подставкой из асбеста или другого материала, устойчивого к температуре.
  • Для плавки металла можно воспользоваться специальной плавильной печью, которую можно приобрести или построить своими руками. Самодельные или заводские установки лучше устанавливать отдельно в гараже или на даче.

Господа,
для домашнего применения упоминавшаяся выше окислительная плавка
НЕДОПУСТИМА! (и снижение потенции тут не единственный минус).
Существует технология переработки технического серебра в мягких условиях.

Общая идея:
измельченный сплав заливается примерно 35% раствором СЕРНОЙ кислоты,
при постоянном перемешивании в расвор постоянно добавляется небольшое коли-
чество перекиси водорода (добавить сразу все нельзя, она разлагается).
В указанных условиях медь, цинк, кадмий и пр. переходят в раствор, серебро не растворяется.
В осадке остается серебро и всякая неметаллическая дрянь (отделяется при плавке
с флюсом - бурой).

В источнике измельченный сплав загружался в "наклонный вращающийся реактор из
хромоникелевой стали," вращение наклонного жбана и обеспечивало перемешивание.
Процесс занимает часа 2,

Этот способ, почерпнутый из журнала "Химия и жизнь" (+ссылка в нем на профессиональное
периодическое издание, нзвание уже не вспомню), был опробован и показал хорошие результаты.

Практическая реализация, насколько помню.
К полоске фанеры был прикреплен хомутом маленький асинхронный моторчик на 220 В от бытовой тех-
ники, который через спиральную пружинку вертел входной вал небольшого
червячного редуктора от чего-то электро-печатающего. Редуктор крепился к той же фанерке.
На выходной вал этого редуктора был насажен кружок из фанеры по диаметру дна банки.
(чего-то там было устроено из кусочков кровельного железа - крепление к валу). Оси валов
редуктора были взаимно перпендикулярны, кружок оказывался за краем полоски фанеры, и его плоскость
была перпендикулярна плоскости фанерки.
К кружку были прикручены винтами с гайками три полоски кровельного железа сантиметров по 20,
расходящиеся по радиусам, как лучи, наружу. Полоски загибались параллельно оси вала, образуя
с фанерным донышком посадочное место для..."реактора".
Банка использовалась цилиндрическая полиэтиленовая диаметром около 15 см и высотой около 30 см. В
советское время в таких продавался клей Бустилат. Приятной особенностью указанной банки
являлось низкое горлышко диаметром сантиметров 4_5 (р-р не выплескивался).
Банка ставилась на фанерный кружок между металлическими полосками и скреплялась с ними
двумя кольцами из резинового бинта снаружи.
Вся эта конструкция была прикреплена к другому куску фанеры - основанию под углом градусов 45 с
помощью шурупов и пары уголков, отпиленных от доски. Таким образом, был получен
"Вращающийся реактор."
Да, редуктор был понижающий, банка вертелась довольно медленно.
Рядом ставился штатив с медицинской капельницей, откуда капала перекись.
Капала, как было сказано, часа 2 - 3. Поскольку происходило это на кухне, важно было
использовать именно тихий асинхронный двигатель.

Сплав измельчался здоровенным грубым напильником, этот этап я не механизировал.

Для проверки результата использовались весы. Было взвешено по методу Архимеда
обручальное кольцо жены и определена его плотность (уд.вес), проверено по литературе,
это - контроль методики, затем таким же способом контролировался полученный и сплавленный металл.

И еще:
если кто-то захочет сделать таким способом колечко для любимой девушки, все выйдет и будет здорово
(даже, если у Вас много любимых девушек).
А если работа будет поставлена "на поток", через какое-то время придут люди, не читающие конференций,
с предложениями, от которых Вы не сможете отказаться (!), ну, а за ними - владельцы красных
книжечек со спецсредствами и т.д.

– металл, способный принять консистенцию жидкой фракции в расплавленном состоянии. Процесс плавки серебра – задача трудоемкая, требующая не только необходимых материалов и инструментов, но и знаний в этой области.

Жидкий металл – очень горячий материал. При неосторожном обращении с ним легко получить ожоги. Также высок риск возникновения пожара. Поэтому плавка серебра в домашних условиях должна осуществляться в специально отведенном помещении или на улице.

Обладая множеством преимуществ серебро имеет и свои недостатки. В частности, быстрое окисление при взаимодействии с сероводородом, который находится в воздухе. При подобной реакции серебро покрывается темным налетом.

Это первоочередная причина появления почернения столовых приборов. Приобретая материал для дальнейшего плавления, важно знать какими характеристиками он обладает:

Ели вы решили самостоятельно расплавить этот металл, то важно знать, что температура плавления серебра напрямую связана с его пробой. Именно этот показатель дает понять, сколько в сплаве содержится чистого металла, и определяется в процентном соотношении.

Интересно! Например, сплав 925 пробы содержит 92,5 % серебра, остальные 7,5 % — различные примеси. Для такой пробы температура плавления составит примерно 889 градусов.

Если сплав содержит менее 90 % серебра, то металл будет плавиться при температуре, не превышающей 770 градусов. Самые распространенные пробы серебра, применяемые в ювелирной промышленности: 750, 800, 875, 916, 925, 960. Проба 999 крайне редко используется мастерами, поскольку этот материал слишком мягкий.

Прежде, нужно приготовить все инструменты и материалы для основного процесса. Немаловажное значение уделяется форме, в которую будет выливаться жидкий металл. Ее можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно из любых огнеупорных и негорючих материалов.

Для того, чтобы расплавить серебряный слиток дома без использования специального технологического оборудования, понадобятся:

До начала проведения работ все материалы нужно сложить в шаговой доступности, чтобы в процессе не отвлекаться на их поиск. Одежда должна быть плотной, руки защищены перчатками, глаза – очками.

Если форму не получилось купить заранее, ее можно сделать из гипса и кварцевого песка. С помощью пчелиного воска сделать макет емкости, в которую будет переливаться расплавленный металл.

Гипс смешать с кварцевым песком, опустить в эту смесь подготовленную форму. Когда материал чуть остынет, пальцами выдавить впадину, куда перельется серебро.

После полного застывания смеси, форму следует тщательно прогреть. Обязательно открыть окно, если работа ведется в помещении, поскольку испаряющийся воздух вызывает неприятное амбре.

Когда запах пропадет, форма полностью готова. Теперь можно заняться основным процессом. Он проходит в несколько этапов:

При необходимости придания расплавленному металлу определенной форму, его следует моментально перелить в ингус, дождаться небольшого загустения и опустить в емкость с водой.

Металл до полного остывания будет раскаленным и очень горячим, поэтому все манипуляции стоит проделывать с использованием щипцов.

В холодной воде форма, как правило, сразу отделяется от серебра. Если этого не произошло, можно помочь руками.

Вообще, любая плавка - процесс, в результате которого металл под воздействием высокой температуры переходит из твердого состояния в жидкое. Этот процесс неразрывно связан с другим, обратным по действию, процессом - переходом из расплавленного состояния, предварительно отлитого в заданную форму, в твердое.

Ваша задача сводится к тому, чтобы расплавить серебро, а потом отлить его в готовую форму - ингус. Любой металл, подвергающийся плавке, называется шихтой.

Порядок работы: подготовка плавильни-ложки; обработка плавильни флюсом; загрузка шихты в плавильню-ложку;.

нагревание шихты до перехода ее в жидкое состояние;.

отливка расплавленного металла в ингус.

Отрежьте от листа асбеста (если у вас картон, то необходимо прежде расщепить его на тонкие пластины) несколько прямоугольников: один - больше размера ложки, другой - в размер, третий - вполовину меньше второго, последний - совсем маленький. Намочите пластины, чтобы они стали мягкими. Ими вы выложите плавильню-ложку в следующем порядке: на дно ложки положите самую маленькую пластину, поверху - пластину побольше и так дальше, разглаживая подушечками больших пальцев каждую. Последней, самой большой пластиной оберните края ложки по периметру, включая основание ручки (чтобы исключить ее нагревание), и хорошенько обожмите асбест (рис. 40).

Ложе должно быть лишь слегка вогнутым. Это важно, потому что в глубоком ложе плавка может затянуться надолго, а при слишком плоском вы рискуете пролить сплав куда угодно при малейшем наклоне домашнего тигля (плавление серебра происходит при 960°!).

С одной стороны ложки (если

вы левша, то с правой, и наоборот) сформируйте небольшую бороздочку, чтобы расплавленный металл более уверенно выливался. Подготовив таким образом плавильню-ложку, положите ее сушить. Лучше это делать рядом с несильно горящей конфоркой, перевернув ее ложем вниз.

Пока ложка сохнет, займитесь сортировкой и развесом шихты. Подготовьте к работе ювелирные весы.

Отдельно взвесьте и положите кучками по 18-20 г серебряный лом 916-й и 925-й проб. Из этого сплава вы будете заготавливать толстую гладь для контура будущих украшений, который должен быть достаточно крепким.

Лом 875-й пробы нужно смешать с чистым серебром из расчета: на 1 часть пробного серебра 2 части чистого. При емкости ингуса около 20 г сплава вам понадобится на каждую плавку 6 г пробного и 12 г чистого серебра.

Исходя из общего веса металла, определите количество плавок. Разложите шихту в доступном месте кучками на небольших листках бумаги (плавка должна быть непрерывной, иначе вам придется снова разогревать ложку, начиная плавку практически сначала). Всю шихту необходимо очистить магнитом, чтобы удалить возможные частицы железа и стали.

Не забудьте подготовить металл для припоя. Для филигранных работ не годятся припои, содержащие цинк. Существуют стандартные припои, содержащие 70-72% серебра (остальное медь). Можно изготовить из серебра 875-й пробы с медью в соотношении 4:1. Если у вас остались старого образца копейки, то можно изготовить припой из расчета три монетки на один серебряный полтинник. Но лучше всего такой рецепт: на один серебряный полтинник добавляется 2,7 г чистой меди (если у вас николаевский рубль, то весу в нем ровно в два раза больше, и меди понадобится 5,4 г). Припой такого состава идеально подходит для пайки филигранных изделий. Не слушайте тех, кто утверждает, что другие припои очень хороши, повторяю: для пайки филиграни этот - самый лучший. Однажды моя знакомая-немка, которой я делала браслет, обратилась к местному ювелиру, чтобы он подправил ей замочек. Ювелир воскликнул: “Какая старинная работа!” “Нет, - ответила немка, - я приобрела его недавно”. “Наверное, это очень старый ювелир, - предположил мастер. - Не могли бы вы, когда будете снова в Москве, узнать, каким припоем он пользовался?” Так вот, заодно отвечу и этому ювелиру: полтинник и 2,7 г чистейшей меди, уважаемый!.

Продолжим. Следующий этап - обработка плавильни флюсом. Он необходим для растворения различных окислов и удаления их из расплава, а также для защиты от проникновения в него кислорода, который образует в нем полости и раковины. Флюсом послужит бура. Количество ее зависит от веса шихты. Соотношение таково: 1 часть буры на 10 частей заготовленной шихты для одной плавки металла. Если плавок у вас несколько, то при последующих плавках буры подается гораздо меньше. Итак, считаем: если шихты 18 г, буры потребуется 1,8 г.

Проверьте горелку. Если у вас газовый аппарат, убедитесь что нет утечки газа: протрите губкой, смоченной в мыльном растворе, штуцера, - если на их поверхности не появится пузырьков, все в порядке. У бензинового аппарата прежде всего следует проверить правильность присоединения шлангов и количество бензина в бачке. Всегда перед работой с паяльным аппаратом проверяйте его устройство.

Теперь отрегулируйте пламя. Сейчас оно должно быть достаточно мягким, чтобы бура, положенная в ложку, под его напором не разлетелась, как снежинки в метель. Как правило, пользуются прокаленной бурой.

Ложка к этому времени должна просохнуть. Установите ее.

так, чтобы ложе находилось в горизонтальном положении, и положите туда необходимое количество буры. Теперь включайте горелку и, направив огонь в ложе, равномерно прогревайте буру, пока она не превратится в глазурь (зеленоватую массу густоты меда, покрывающую дно ложки).

Снова отрегулируйте пламя: передвиньте хомутик, открыв доступ воздуха (или регулятором смесителя на бензиновой горелке), - оно станет жестким и мощным.

Загружайте шихту (лучше начинать с высокопробного серебра) для плавки и, не давая расплавленной буре остывать, нагревайте шихту. Серебро постепенно будет краснеть, потом оплавляться, стекая на дно. Ваша задача - следить, чтобы металл понемногу плавился (он должен блестеть, бликовать). Если серебро в процессе плавки покрыто мутной оксидной пленкой, значит, оплавления не наступает. В этом случае следует отрегулировать пламя горелки, перемещать ее по вертикали, добиваясь, чтобы серебро опять заблестело и плавилось.

Когда шихта полностью расплавится, то есть превратится в лужицу, по виду напоминающую ртуть, нужно подвинуть поближе к пламени ингус, чтобы он хорошенько прогрелся. Промежуточная операция при прогревании ингуса - смазывание его воском. По вертикальному экрану проведите несколько раз кусочком воска, он стечет в ложе ингуса. Поставьте ингус так, чтобы было удобно прогревать (рук, конечно, не хватает!). Закрепите его, чтобы при отливке сплава случайно не опрокинуть. Расположите сзади экрана что-нибудь не-воспламеняющееся (на тот случай, если некому помочь). При этом процесс плавки ни в коем случае не должен останавливаться. Горелка при всех манипуляциях должна быть направлена на расплав, который не должен терять температуру и блестеть. Дайте расплаву отстояться, чтобы бура отшлаковала ненужные оксиды и примеси.

Теперь - главное. Как только расплавленный металл вот-вот “побежит” (в точности этого тропа вы убедитесь при первой же плавке: он станет каким-то особенно жидким и заволнуется), его нужно отливать в разогретый ингус под неусыпным пламенем горелки (температура расплава в момент отливки не должна меняться!). Ингус в этот момент обязательно должен быть равномерно и хорошо прогрет, иначе нормально отливка не пойдет.

Отливать расплав надо уверенным движением, но не резко, чтобы он, ударившись о стенки или экран ингуса, не разбился на несколько частей. Но и не медленно - он может чуть остыть и вообще не вылиться (или частично вылиться) из плавильни-ложки. Если плавка у вас не получилась, не отчаивайтесь, а быстро, пока не остыла ложка, повторите ее. Приобретенный опыт поможет вам успешнее справиться с этой сложной операцией. Если же все удалось (отливка полностью залила ложе ингуса, не имеет больших оплывов через его край), благодарите всех Святых, поскорее ставьте ингус под струю воды и начинайте новую плавку. Отлитый брусок остынет, и, когда вам снова понадобится ингус, вы его освободите, просто перевернув.

Сделайте столько плавок, сколько нужно, не забывая подсыпать понемногу буры, только не переборщите, так как большое количество буры будет препятствовать плавке. Если это все же произошло, возьмите стальную спицу или нечто подобное и удалите лишнее, отодвигая ее к краю ложа. Если плавок много (обычно асбестовое покрытие выдерживает 3-5 плавок), то лучше сделать между плавками паузу и, дав остыть ложке, сменить асбестовое покрытие.

Плавка припоя всегда должна быть последней, если вы не хотите испортить пробу серебра, так тщательно вами составленную. Несколько подробнее о его плавке. Не загружайте одновременно серебряный полтинник и медь. Медь за время плавки частично выгорит, повысив процентное содержание серебра. Полученный припой будет иметь более высокую температуру плавления, и вы с трудом осуществите пайку элементов узора, появится риск их оплавить. Медь следует класть в тот момент, когда полтинник расплавится полностью. Она будет оплавляться и как бы растворяться в расплаве. Отливку припоя ведут обычным порядком. Иногда, чтобы увеличить площадь опиливания, припой отливают на плоскость леткала. В результате получается лепешка, которую нетрудно закрепить в ювелирных тисках.

Отлитый брусок припоя будет разительно отличаться от других по цвету: он будет темно-серым с красновато-коричневым или темно-коричневым налетом. Сплав же из смеси пробного и чистого серебра должен быть от почти белого до светло-серого цвета. Брусок, отлитый из пробного серебра будет серым. В условиях домашней плавки трудно добиться абсолютно точного соотношения серебра и меди. Поэтому, даже если у вас получились бруски предположительно одинаковой пробы, но немного отличающиеся по цвету, не пугайтесь, что вам придется переплавлять металл. Нужно разумно распре-.

делить, какой брусок пойдет на изготовление тонкой проволоки, для которой нужна более высокая проба, какой - на проволоку средней толщины, какой - на проволоку для контура будущих изделий.

    В чистом виде серебро, обозначаемое Ag (с латинского — Argentum), обладает низкой твердостью, за счет чего редко используется для производства различных предметов интерьера, посуды, ювелирных украшений и других декоративных предметов. Температура плавления серебра составляет около 960 °С при атмосферном давлении. Для указанных целей применяется смесь серебра и меди, цинка и кадмия, которые позволяют в результате получать прочный и износостойкий конечный продукт. При этом при добавлении примесей температура плавления снижается, что несколько облегчает процесс.

    Важные характеристики серебра

    Такой сравнительно мягкий металл, как Argentum, можно расплавить при температуре 961 °С. Плотность его составляет 10,5 г/см³, а твердость по Бринеллю — 25. Имеется существенный недостаток — подверженность воздействию воздуха. Образование со временем на украшениях и прочих предметах налета сульфида объясняется их взаимодействием с содержащимся в воздухе сероводородом.

    Интересным качеством считается также его температура кипения — 2210 °С. Еще серебро за счет блестяще-белого цвета обладает удивительно высокой отражающей способностью, которая равняется примерно 95%. К тому же по сравнению с любыми другими известными металлами, серебро имеет наиболее высокую электро- и теплопроводность, благодаря чему широко используется в химической и медицинской промышленности, а также в процессах производства современной техники. На сегодняшний день используют следующие пробы металла:

    Чем выше проба, тем выше и температура плавления. Процент содержания чистого металла равен первым двум цифрам числа пробы. К примеру, 999 — 99,9%, 925 — 92,5% и т.д. Сплавы, имеющие в составе менее 91% металла, расплавляются при 780 °С.

    Для создания ювелирных изделий зачастую применяют 960, 925 и 875 пробы. При этом 925 и 960 пробы считаются наиболее востребованными для ювелиров, поскольку предметы из них обладают благородным цветом, высокими антикоррозийными свойствами, твердостью и устойчивостью к влиянию окружающей среды.

    Статьи по теме