Виды гитар и их названия. Виды гитар и их различия. Формы акустических гитар

Виды гитар отличаются строением, функциональностью, звучанием. Различают эстрадный, блюзовый, классический звук, другие. Для разных жанров существуют свои типы (например, фолк, фламенко). Какие бывают гитары - полезно знать каждому музыканту.

Подобные инструменты находили в Месопотамии, Египте, Индии, Греции, Риме. Объединяли находки схожий внешний вид, звучание. Названия разные - кинорра, цитра, нефер, китара.

Первые образцы имели иной вид. Корпус пустой внутри, более круглой формы. Изготавливали из похожих овощей (например, тыквы), черепашьих панцирей, деревянных брусков. Древние модели из Китая имели двойные деки - верхнюю, нижнюю. Слабо напоминали современный вариант.

Первые изображения инструмента, имеющего похожее строение, обнаружили в Испании. Находку отнесли к периоду II столетия до нашей эры. Следующие зарисовки появились в рукописных текстах Беатуса Льебана VIII век. Примерно в этот период щипковые модели - виола, виуэла, получили более широкое распространение. Начиная с Х века рисунки с инструментом встречаются у многих художников.

Основными моделями стали мавританская, латинская. Первая - овальной формы, более резкого звучания. Играли на ней при помощи плектора (медиатора). Вторая - сложной формы с изгибами, отличалась мягким звуком. Считается, что предпочтение второй разновидности отдавали музыканты нежной музыки, менестрели.

Затем на первый план вышла виуэла ручная - отличается узким, одновременно более выпуклым корпусом. Использовали для игры в частных богатых домах, поэтому украшали драгоценностями, золотом, серебром. Изначально играли аккомпанирующие партии. Благодаря музыкантам Фуэнльяну и Милано, появились первые сольные гитарные исполнения, почти одновременно - пьесы, написанные для гитары.

1674 год - появилось первое руководство по самостоятельному обучению игре на инструменте, написанное Гаспаром Сансом. Руководство содержало детальные объяснения, теорию, советы практикующего мастера. Книга получила широкое распространение, переиздавалась несколько раз несколько десятилетий.

В конце 18-го века гитара стала концертным инструментом. Форма, конструкция стали приближенными к привычным. Начальные варианты имели 4, 8, даже 10 струн. Модели 19-го века имели шесть. Музыканты 18-19 века (из Италии - М. Каркасси, М. Джулиани, из Испании - Ф. Сор, Д. Агуадо) написали множество произведений - фантазий, пьес, концертов, сонат, специально для гитарного соло. Агуадо получил прозвище Бетховен гитары, а мелодии Сора до настоящего момента считаются одними из лучших.

В России до конца 17-го столетия инструмент считался диковинным, встречался редко в богатых домах как эксклюзив. Путешественники из Италии познакомили российских жителей с возможностями и красотой гитары, романтичные мелодии приобрели повсеместную известность. В 19-м веке российский гитарист А. Сихра доработал семиструнную модель. Благодаря этому она стала популярна во всех слоях населения России.

На заметку! Длительный период российские власти не оказывали поддержку развитию гитарного искусства. Гитара считалась несолидной, и предпочтение отдавалось другим инструментам. Российские виртуозы гитарной музыки Н. П. Макаров, М. Д. Соколовский долго оставались невостребованными.

20-й век стал решающим. Инструмент стали активно использовать на концертах, хотя раньше чаще играли дома, на бардовских или молодежных встречах. Появились различные технические дополнения, расширился круг музыкальных направлений, появились новые разновидности и модели. В начале прошлого века гитара приобрела современный вид.

Какие виды гитар бывают?

Начинающие гитаристы часто путаются в многообразии видов и разновидностей гитар. Чтобы найти лучший вариант, требуется знать, какие виды гитар бывают.

Внимание! Модели различаются не только внешним видом и техническим наполнением, но и звучанием - блюзовое, классическое, эстрадное и другие.

Изучают разновидности и опытные гитаристы, и новички.

Классические гитары

Для классических моделей характерны широкий, пустой внутри корпус, большой гриф. Часто используют струны из нейлона. На таком инструменте обучают игре в консерваториях и музыкальных школах. На классике нельзя играть боем, преподаватели даже бьют по рукам. Резонатор изготавливают из палисандрового дерева. К исполнению доступен широкий репертуар - самба, классическая музыка, испанская, другие. Другое название - фламенко.

Акустические гитары

Акустические модели достаточно разнообразны. Отличаются по цене, количеству струн, внешнему виду и назначению.

Гитара вестерн или дредноут - настоящий гигант с узким грифом. Имеет сильный резонаторный звук, универсальна. Название говорит о назначении и предпочтительности направлений - блюз, кантри, акустик рок, подобные. Для начинающих может оказаться сложным переставлять пальцы по грифу - узкое расстояние между струнами. Однако профессионалы считают ее отличным вариантом для начала.

Джамбо - яркий представитель класса акустики, редко встречается в настоящее время. Аккорды отличаются звонкостью, басовые ноты глубокие и насыщенные. Рок-исполнители 80-х годов двадцатого века часто использовали в живых выступлениях, без поддержки основного состава группы. Предпочтительные стили - поп-рок, акустик рок, кантри. Музыканты Брюс Спрингстин и Рик Спрингфилд играли на джамбо свои хиты.

Вариант акустической модели аудиториум или orchestra используют во время выступлений в малых и больших концертных залах (аудиториях), в составе оркестра. Звучание негромкое. Чтобы не выделяться в составе музыкантов, смягчены высокие, басовые ноты. Имеет 14 ладов - до корпуса. Направления - эстрадная, камерная музыка, блюз, фолк. Разновидность гранд (большой) аудиториум - универсальна по жанрам.

Фолк-гитара - внешне похожа на вестерн, но меньше по размерам. Используют металлические струны, подходит новичкам. Яркий исполнитель - Боб Дилан. Трэвел - модель небольшая по размеру, схожа с укулеле, компактна для путешествий. Длина - до 80 см, вес - до 1 кг.

Русская семиструнная акустика имеет кардинально отличающийся строй - ре-соль-си-ре-соль-си-ре. Широкое распространение имела в России до революции начала 20-го века. Стили - классика, джипси. На такой играл Владимир Высоцкий. Существуют и другие типы акустических гитар. Перечислены основные.

Полуакустические гитары

Следующий шаг эволюционного развития инструмента после акустики. Корпус полый внутри, дополнен резонирующими отверстиями, звукоснимателями, другой электроникой. Требует подключения к аппаратуре - без нее играет тише некоторых акустических вариантов. Часто имеет винтажный внешний вид, что привлекает многих любителей игры на гитаре. Гриф более выпуклый - первые образцы создавали по образу скрипки. Звучание мягкое, теплое, ближе к камерному.

Электрогитары

Модели имеют прямой сплошной корпус, резонаторные отверстия отсутствуют, встроены звукосниматели, различная электроника. Различаются по наличию синглов, хабмакеров (разновидности звукоснимателей). В зависимости от количества электронных дополнений, имеют разное звучание и предназначение. Предпочтительные направления - метал, хард- и панк-рок.

Бас-гитары

Начинающий гитарист может спутать с предыдущим вариантом инструмента. Отличается более глубоким «грудным» звуком, струны используются толстые, металлические. В групповом исполнении предназначена для ритм-секции.

И другие

Какие бывают другие виды гитар - парлор, двенадцатиструнные и т. д. Doubleneck - яркая модель с двумя грифами на одном корпусе. Грифы могут исполнять версии бас-, электрогитары, акустики. На сцене выглядят ярко, привлекают внимание, используются в концертных выступлениях. Позволяет музыканту быстро менять звучание без необходимости брать другой инструмент, ставить другие струны.

Резонаторные варианты отличаются ярким внешним видом, звуком. Отличительная деталь - резонатор в виде конуса под колпаком из никеля. Подходит для слайд-блюза, кантри, блюза.

Ovation - выделяющийся представитель среди гитар. Корпус изготавливается из углепластика, измененная форма. Резонаторы скругленные, напоминают вишни. Изменено расположение пружин.

Классификация разновидностей гитар

Определенная классификация гитар позволяет лучше ориентироваться среди моделей. В основе инструменты делят на акустические, полуакустические, электроакустические и электро.

Акустические гитары имеют три типа:

  • классическая;
  • джазовая;
  • эстрадная.
Внимание! Данная классификация составлена музыкантом и преподавателем А. Гриффом. Многие создают собственные варианты, различия минимальны.

К эстрадным вариантам, в свою очередь, относят дредноут, оркестровую и джамбо.

Различия между гитарами

Инструменты различаются по многим параметрам - корпус, гриф, струны (в том числе их количество), числом ладов, внутренней частью (электро, акустика, полуакустика).

Вестерны отличаются широким, объемным полым корпусом. Классические - меньше. У электро- и бас-гитар - тоньше, уступает по размерам, цельный. Внешний вид, оформление, материалы - отличия заметны визуально, что называется, «невооруженным глазом».

Ширина, резонаторы, способ крепления струн - имеют значение, отличаются на всех моделях. Некоторые грифы узкие - начинающим музыкантам сложно работать и попадать по струнам.

Акустика и электроника - отличаются звучанием, внешне, назначением, стилем игры. Обычно сначала учатся на классических или акустических моделях, затем переходят к электро-, бас-гитарам, полуакустическим.

Определить нужную гитару поможет практика. Начать с моделей, доступных в первую очередь. Отталкиваться лучше от полученного опыта и искать свой вариант.

Добрый день, дорогие мои читатели.

В этой статье мне бы хотелось раскрыть таинства мировой классификации гитар.

Практически все, что создается в нашем Мире, можно посчитать и классифицировать.

И, конечно же, на фоне любых законов встречаются какие-то распространенные ошибки.

К примеру, все мы делаем ксерокопии на «Ксероксе», хотя, на самом деле, аппарат, которые делает копии документов, называется «копир», а ксерокс (Xerox) – одна из фирм, которая выпускает копиры. Мы покупаем детям памперсы, хотя «Pampers» — одна из фирм, которая выпускает подгузники. Таких примеров можно привести довольно много. Но важно то, что подобные ошибки не обошли и наш с Вами любимый инструмент – гитару. Я часто слышу фразы, которые мне режут ухо, вроде:

— Что это за гитара?

– Классика.

— Акустика!

То же самое, что разговор автомобилистов, типа:
— Что это за средство передвижения?

— Автомобиль.

— Фольцваген.

Теперь давайте перейдем к уточнениям. Мои всегда включают в себя знакомство с видами гитар. ,- это разные таксоны (уровни) классификации, которую я приведу ниже. Чтобы было понятнее, попробую провести аналогию с общей биологией, где еще в 6-м классе все мы проходили систематику растений. Напомню еще то, что гитары занимают сразу две ветки в общей классификации музыкальных инструментов, а именно: акустические-струнные-щипковые и электромузыкальные-струнные.

Акустические музыкальные инструменты называются так, потому что могут звучать без вмешательства электроники. Они имеют свой корпус, который называется резонатором. Звуковая волна, попадающая внутрь резонатора, усиливается, точнее, усиливается результирующая амплитуды двух или более когерентных волн, что является собственно интерференцией (усилением) звуковой волны. А возрастание результирующей амплитуды звукового сигнала именуется акустическим резонансом. Поэтому, господа, акустической гитарой называется любая гитара, которая имеет корпус-резонатор.

Но, как только мы пожелаем преобразовать механические гармонические колебания в электрические, пусть даже не полностью, а частично, то к музыкальному инструменту сразу добавляется понятие «электро». Яркий пример – электроакустическая гитара: корпус-резонатор плюс звукосниматель внутри. Звуковые колебания распространяется внутри корпуса гитары. А, благодаря встроенному звукоснимателю, механические колебания преобразуются в электрические, бегут по проводнику (кабелю) на предусилитель, затем на усилитель, а после него, усилившись, выходят из динамика колонок снова в виде механических колебаний, только гораздо громче. Поэтому, друзья, глобально два вида гитар: акустическая и электро.

С , в принципе, все понятно: доска, магнитный и/или пьезовый звукосниматель. Разнятся они по звуковым свойствам и форме корпуса. Останавливаться детальнее на устройстве электрогитары я буду в одной из последующих своих статей. А сейчас я хотел бы больше уделить времени акустической гитаре.

Акустическая гитара

Миру известно три вида акустических гитар:

  • Классическая (classical или испанская)
  • Flat top (эстрадная или вестерн)
  • Archtop (джазовая)

Разберем их более детально:

Классическая гитара (classical или испанская)

Отличается от своих сородичей самым широким (если говорить о стандартных моделях) грифом, нейлоновыми струнами и консервативным корпусом, конструкция которого существенно не менялась со времени создания. Стык грифа и корпуса, как правило, здесь идет на XII ладу. Классическая гитара – в мире гитар это своего рода черный лимузин, черный смокинг и Моцарт в одном объекте. Различия могут быть только в её размерах (1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4) и наличии выреза cutaway (катавей) для более удобной игры за 12-м ладом.

Flat top гитара (эстрадная или вестерн)

Для характерны узкий гриф, металлические струны, больших размеров корпус при стандартном (4/4) размере. Стык грифа и корпуса здесь как правило в районе XIV (в очень редких случаях – XII лада). Разновидностей у этой гитары куда больше, чем у классической. Дредноут, оркестровая, джамбо, фолк и пр. В принципе, виды эстрадных гитар отличаются между собой величиной корпуса и степенью вогнутости обечаек. У дредноута они почти прямые, что дает более мощный звук с более сильными низами. У джамбо обечайки вогнуты сильнее, чем у других видов вестерн-гитар. Это дает в целом лучший баланс по средним и высоким частотам, немного уменьшая низа. В общем, все эти конструктивные нюансы влияют на распространение звуковой волны внутри резонатора, соответственно на её деление внутри корпуса, соответственно – на её амплитуду и, как следствие, усиление нужных нам частот. Формы эстрадных гитар тоже бывают с катавеем и без. Модельные ряды гитары Flat top богаче, чем у классических как в разнообразии форм, так и в цветовой гамме.

Гитара Archtop (джазовая)

Многие даже не слышали о таком виде акустической гитары. Главные нюансы джазовой гитары состоят в том, что внутри корпуса не одна круглая розетка, а две f-образные (эфы), направленные симметрично одна к одной относительно
продольной оси гитары, выгнутая, как у скрипки, верхняя дека и струны с плоской обмоткой. Господа, если акустическая гитара имеет эфы, струны с плоской обмоткой и абсолютно ровную верхнюю деку, то это не Archtop, а разновидность эстрадной. Гитары этого вида в 99,9% случаев являются электроакустическими, хотя мне попадались старинные варианты без электронного вмешательства.

Нет смысла долго разбирать сейчас этот вид, потому что в названии кроется расшифровка «половина акустической гитары», то есть, уменьшенный приблизительно вдвое относительно плоскости, а не пропорционально уменьшенный, корпус гитары.

Гитара до́бро

Хочу отдельно упомянуть о такой гитаре, как До́бро. Это акустическая эстрадная гитара со встроенным внутрь корпуса металлическим барабаном. Пока знайте, что такая штука существует, а позднее я посвящу ей целую статью.

Но ведь все говорят «классика» и «акустика»

Поведав людям описанную выше классификацию, я встречаю в ответ фразы, вроде: На струнах же написано «classical guitar strings» и «acoustic guitar strings», на коробках входящих из заграницы гитар написано «classical guitar» или «acoustic guitar» и нет нигде Ваших, Алексей Михайлович, «флэттопов» или «эстрадных». Есть только классика и акустика!

Ок, господа! Давайте разберемся и подключим классификацию музыкальных инструментов в целом и призовём на помощь здравый смысл, мозги, логику и прочие нужные вещи. Давайте разберем на биологическом примере классификацию такого цветка, как гвоздика обыкновенная:

Царство – Растения
Отдел – Цветковые
Класс – Двудольные
Порядок – Гвоздичноцветные
Семейство – Гвоздичные
Род – Гвоздика
Вид – Гвоздика обыкновенная

Уверен, все читатели учились в школе и помнят хоть приблизительно биологию. Как видите, и на уроках гитары нам пригодилось наследие Карла Линнея.

Мы можем сказать фразу: «Это – гвоздика, а это – цветочек» только в одном единственном случае, когда мы не знаем, что это за цветок рядом с гвоздикой, тем самым прикрыв невежество. Так же когда-то, думаю, появилась псевдоклассификация гитар «Классика vs акустика» в следующей, выдуманной мной, былине, которая могла бы иметь место в прошлом:

Когда-то давно ученик спросил своего любимого учителя по гитаре классической музыкальной школы: «Мастер, а вот наша гитара, на которой мы играем в школе, называется классической. А я видел еще гитару другой конструкции с другими струнами. Как она называется?». Педагог высшей категории подумал и ответил: «Та… Короче… В общем… Просто акустическая». То ли он хотел отмахнуться от ответа, то ли он не знал его, но факт того, что сие невежество пробралось в гитарный мир, существует вот уже много времени.

Разберем, согласно написанному выше, псевдоклассификацию по гитаре «классика и акустика»:

Акустическая – Струнная – Щипковая – Классическая

Акустическая – Струнная – Щипковая – Акустическая

Вторая строка только мне режет слух и глаза? Акустическая акустическая гитара? Как показывает практика, слово «эстрадная» знают лишь те люди, кто знаком с общей классификацией музыкальных инструментов. Товарищи, если у Вас есть «Акустическая акустика», что перечит общей классификации, то Вы должны употреблять подобные термины и говоря о других видах музыкальных инструментов, такие, как, например «акустический барабан», «акустический рояль», «акустическая скрипка», «акустические маракасы» и т.д., ведь они могут быть и с электрической подзвучкой. Или в акустической гитаре – акустический резонанс, а в классической – классический? А если корпус, уменьшен в Вашей акустике, то она «полуакустика», а если мы имеем уменьшенный вдвое по плоскости корпус классической гитары, то она «полуклассика»? Господа, прошу Вас, учите матчасть! Или Вам мало «ксероксов», «памперсов» и «джипов», которыми мы называем внедорожники, хотя это всего лишь одна из марок тех самых внедорожников “Jeep”?!

Спасибо, что дочитали до конца.

С Вами был Алексей Грифф

До новых встреч!

Электрогитара - предмет весьма технократичный. И конструктивно располагает ко всякого рода переделкам и улучшениям. Поэтому разновидностей электричек радикально больше, чем обычных, акустических гитар. Смысл новаций не всегда понятен даже тем, кто эти улучшения придумывает. Но в итоге появляется новый вид электрогитары - что очень радует изготовителей и продавцов, но окончательно путает покупателей...

Эта краткая статья не претендует на полноту. Она вообще ни на что не претендует. Это просто попытка слегка систематизировать сведения о типах инструментов и помочь начинающему с выбором своей первой электрогитары.

Для начала пара слов о датчиках. Звукосниматели для электрогитары почти тоже самое, что мотор для автомобиля. От их набора зависит - для чего гитара пригодна, а для чего не очень. Датчики бывают пассивные и активные. Пассивные преобразуют колебания струны в электромагнитном поле в электрический сигнал - и отправляют через шнур на усиление в пульт или комбик. Активные делают то же самое, но перед передачей сигнала дополнительно его усиливают. ВСЕ дешевые электрогитары с ценой до 300$ имеют только пассивные датчики. Поэтому начинающему лучше в тему не углубляться. А если сильно интересно - обратиться к подходящим ресурсам в Инете.

Датчики бывают 2 видов: сингл и хамбакер. Сингл придумали первым, это несложное устройство в виде катушки с проводом. Для сингла характерен яркий, резкий, звонкий и очень "искренний" звук. Все синглы шумят, причем дорогие иногда шумят сильнее дешевых. Гитаристы ценят их за ту самую "искренность" звука. Хамбакер придумали позднее - в целях снижения шума и наводок. Конструктивно это два небольших сингла, завязанных таким образом, что полезные сигналы складываются, а шум - вычитается. Хамбакер дает чистый, сочный, мощный и "жирный" звук. Шумит намного меньше сингла, но и не обладает его звонкостью и прозрачностью.

Из свойств датчиков вытекает назначение гитар, где они установлены. Для "классических" сольных рокерских и блюзовых целей актуальнее синглы. Для мощной и тяжелой музыки больше подходят хамбакеры. На некоторых гитарах одновременно есть и синглы и хамбакер. Для начинающего такие гитары могут быть предпочтительнее - они позволят познакомиться с разным звучанием и постепенно понять - что душе любезнее.

Исторические типы: Современные типы:

При всем великом изобилии, современные электрогитары восходят к 3 основным типам, которые для простоты назовем по именам фирм-первопроходцев.

Недорогие учебные электрогитары делают как правило "под Фендер", "под Гибсон", "под Ибанез". Это не значит, что они радикально хуже первоисточников. Первые страты тоже не блистали звучанием. Вокруг электрогитар (и вообще вокруг "звучания") много мифов. Гитаристы тратят кучу денег и сил, пытаясь найти звук "настоящего лампового усилителя" или "настоящего фендера". Но то, что они ищут, когда-то воспринималось музыкантами как обычное (и не самое лучшее) звучание их несовершенных инструментов. Поэтому нет нужды уделять этому слишком много внимания. Для начала достаточно приобрести недорогую электрогитару, домашний комбик, хороший шнур. И потихоньку начинать осваивать инструмент. Хорошо, если есть преподаватель или хотя бы продвинутый приятель-гитарист. Много полезного можно извлечь из литературы и видеошкол. Самое важное здесь - желание научиться.

В качестве первой электрогитары наиболее подходит стратокастер, особенно с комбинированной схемой из синглов и хамбакера. Это простая, проверенная и недорогая гитара. Лесполы обычно дороже. К ним можно обратиться, если вы уже имеете опыт игры на акустической гитаре. Леспол даже внешне немного напоминает акустику. Телекастер хорош в качестве ритм-гитары.

Электрогитары далеко не всегда используются по своему "прямому" назначению. На то несколько причин. Самая главная - так хочется музыканту. Иногда он просто привык, скажем, к страту, вот и использует его везде, хард играет... Но это решение уже опытного гитариста, он имеет право на причуды. Начинающему надо быть проще и скромнее. И постараться изучить правила, прежде чем он заработает право их нарушать. Поэтому не обязательно искать "точно такую" гитару, на которой играет ваш кумир-гитарист. Во-первых, то, на чем он играет, стоит почти как ваша квартира. Во-вторых, он давно на этом играет. В третьих, в лучшем случае оно с виду будет похоже, но не факт, что на этом можно учиться. Например, гитара с флайдроузом изначально должна стоить от 500$. А дешевый флайдроуз - это стенд для испытания здоровья ученика...

Электрогитары редко используют на сцене с чистым звуком. Обычно их включают в "примочку" (педаль эффектов) или гитарный процессор, который позволяет имитировать множество разных примочек. Начинающие часто злоупотребляют этими возможностями. Конечно, зажав звучание могучим дисторшеном, можно легко почувствовать себя виртуозом. Но это иллюзорное чувство. Учиться играть надо с чистым звуком.

Для домашнего обучения и репетиций достаточно комбика небольшой мощности - 10-20Вт. Полезно, если в комбик встроен ревербератор или холл (в малом помещении гитара без ревера звучит плоско и сухо). Хороший шнур заметно снизит наводки и прочий шум при игре. Пригодится метроном, можно электронный, совмещенный с тюнером для настройки. Конечно, гитара должна храниться в чехле.

О БАС-гитарах.

Бас-гитару изобрел все тот же Лео Фендер. Типов басов и их датчиков не очень много.

P - Пресижн. Датчик в виде "шашечек" - два небольших сингла, стоящих вплотную, но смещенные от центра вправо и влево.
J - Джаз-бас. У него синглы разнесены далеко друг от друга.
P+J - Комбинированные схемы. Обычно наверху "шашечки" от пресижна, а внизу длинный сингл.
H - Хамбакер. Басовый хамбакер. Иногда наверху еще сингл от джаз-баса добавлен.

Пресижн (как и телекастер среди электрогитар) - это несколько архаичная бас-гитара, но она пригодна не только для ретро-музыки. Джаз-бас динамичнее и имеет ряд дополнительных возможностей (поскольку датчики у машинки и у грифа снимают очень разный звук). Комбинированные басы наиболее распространены и оптимальны по набору достоинств. Басовый хамбакер (как и гитарный) шумит меньше синглов, дает плотный и мощный звук, но щелчок там выражен меньше. Поэтому такие басы используют во всякой тяжелой музыке. Еще басы бывают безладовые, но это отдельная экзотическая тема... Большинство бас-гитар - 4-струнные (как и контрабас, от которого они произошли). Модные ныне 5-6 струнные басы придуманы для сольной игры и прочих сложных профессиональных целей. Начинающему это просто не нужно.

Не существует жесткой привязки между типом баса и музыкальными стилями. Т.е. любой тип можно использовать, играя любую музыку. Поэтому начинающий может выбирать бас-гитару, не особенно углубляясь в термины и схемы датчиков. Оптимально купить недорогой 4-струнный бас с формулой J или P+J. Басы так же различаются дизайном, весом, мензурой. Здесь достаточно следовать принципу понравилось/не понравилось. Позднее, набрав опыта, вы разберетесь - что для вас действительно хорошо...

Важно помнить, что музыкальный инструмент - это просто инструмент. С его помощью вы можете выразить нечто важное, что У ВАС есть. Освоить его мгновенно невозможно. Но если работать регулярно и настойчиво, успех неизбежен.

Различные виды гитар имеют различное устройство и, соответственно, различное звучание. Старые образцы постепенно модифицировались. Виды гитар тоже менялись.

Самой первой появилась гитара классическая. Особенно популярной она стала в XIX веке и продолжает пользоваться наибольшим спросом сегодня. Впервые этот инструмент появился в Латинской Америке (тогда он идеально подходил для исполнения национального фламенко). Корпус гитары изготавливали из пластинок кипариса, поэтому вес ее был незначительным. Сейчас мастера этот метод не используют, предпочитая прочные виды дерева.

У классической гитары обычно широкий гриф и, как правило, К большинству классических гитар подходят (но не всегда). Техника игры — пальцевая. Такие гитары предпочитают барды.

А вот различные виды акустических гитар распространились лишь в XX веке. Корпус (барабан) у них больше, чем у классических, гриф поуже, а струны устанавливают только металлические. Звук получается яркий, насыщенный, мощный. Еще более усиливает его медиатор.

Неклассические виды акустических гитар очень подходят для боя, соло-партий, исполнения рока, кантри, блюза.

Стоит выделить в этой категории акустическую гитару типа Jumbo. Корпус у нее самый крупный, басы более яркие, да звук в целом более мощный. Jumbo просто идеальна для боя и аккомпанемента.

Некоторые принято называть гибридными Они имеют встроенный пьезозвукосниматель и могут подключаться к усилителю. Помимо датчика, в них встроены эквалайзер и тюнер, позволяющий настраивать инструмент. Идеальный вариант для концертных выступлений.

Полуакустический инструмент можно назвать гибридом электрогитары и акустической гитары. Довольно крупная дека должна усиливать звук, однако уменьшенное резонаторное отверстие препятствует этому. Звучание хорошо раскрывается при и использовании медиатора. Такие виды предпочитают джазмены.

Характерная особенность двенадцатиструнных гитар — скомпонованность по 2 струны (в 6 пар). Дерево для этих гитар выбирается максимально крепкое, поскольку натяжение 12 струн «слабое» дерево просто не выдержит. Именно поэтому «двенадцатиструнки» довольно массивные и тяжелые.

Хорошо подходят для боя (перебором играть довольно проблематично). Представление о звучании можно получить путем сравнения обычных фотографий и фотографий HDR. При наложении нескольких фото получается более насыщенная картинка (а в нашем случае — более расширенный диапазон).

Особняком стоят виды бас-гитар. здесь довольно много: формы корпуса, количество струн, пассивность (или активность) электроники, разновидность грифа (безладовый, ладовый) и пр.

Для удобства принято делить такие виды гитар на полуакустические, безладовые и ладовые. Большинство ладовых инструментов относится к Jazz Bass и Precision (или «Джаз» и «Бас»).

Основное различие между этими видами бас-гитар заключается в электронике, поэтому звукосниматели стали называть р ("ступенька") и j по первым буквам в названии эти типов.

На свете существует бесчисленное множество самых разных гитар. Они характеризуются десятками параметров. Самые главные из них - это конструкция корпуса и тип звучания. Для того чтобы понимать виды гитар, нужно очень четко представлять эти характеристики.

Корпуса гитар

Hollow Body (пустотелые). Корпус этих гитар состоит из трех разных частей - верхняя дека, нижняя дека и обечайка (боковая часть). Внутри они пустые. Именно такими были гитары изначально, и пустой корпус им нужен был для акустического резонанса.

Gibson 1941 SJ-100, Gibson L-7C
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Semi-Hollow Body (полу-пустотелые). От пустотелых корпусов они отличаются тем, что в центральной части корпуса между верхней и нижней декой установлен цельный фрагмент древесины. Необходимость в нем продиктована соображениями удобства крепления определенных типов бриджей и звукоснимателей, а также попытка придать звучанию определенные качества (сустейн, защита от микрофонного эффекта и т.д.)

Gibson ES-335, Gibson Lucille
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Solid Body (цельнокорпусные). Типа “доска”. Если пустотелые можно сравнить с консервной банкой, то цельнокорпусные ближе к шайбе для игры в хоккей. Не смотря на название, подразумевающее “цельность” почти все они склеены из нескольких фрагментов древесины. При этом в корпусе как правило есть технологические пустоты - для размещения элементов электроники.

Charvel Guthrie Govan, EVH Wolfgang

Chambered Body (цельные с пустотами). Подвид solid body, обладающий выфрезерованными в корпусе пустотами специального назначения. Как правило такие корпуса состоят из двух слоев древесины. В одном из них делаются пустоты, второй служит в роли крышки. Цель пустот - уменьшение веса и придание акустических резонансов в звуке.

Fender Thinline Tele, Gretsch Duo Jet George Harrison
(фото: Fender Musical Instruments Corporation)

Hollow, Semi-Hollow и Chambered могут иметь на верхнем слое корпуса отверстия, как правило в виде f, за что их и называют эфами. Но таких отверстий иногда может и не быть. Иногда эфы бывают нарисованные.

G6120DC Chet Atkins, Ibanez Paul Gilbert
(фото: Fender Musical Instruments Corporation, Hoshino Gakki)

Еще одна характеристика корпуса, о которой часто говорят в описании инструментов - это лицевая поверхность корпуса: она может быть плоской (flat top) или выпуклой (arch top). Изначально эти два термина употреблялись по отношению к акустическим гитарам - flat top были гитары традиционного дизайна, с круглой “розеткой” на верхней деке, а arch top были гитарами с эфами, которые корпусами напоминали семейства скрипок/виолончелей. Однако, со временем слова flat/arch по отношению к “топам” стали использоваться и для описания солид-бади гитар (лесполов, телекастеров и т.д.).

Звучание гитар

Существует два основных способа получения гитарного звука.

Акустический - это звук гитары, который человек слышит при без применения каких-либо электронных устройств. Он образуется за счет резонанса струн и корпуса. Этот звук изначально был свойственен исключительно гитарам с пустотелым корпусом. Гитары с цельным корпусом не обладали акустическим звучанием, поскольку оно было настолько тихое, что его едва мог различить сам играющий.

Однако, со временем были придуманы специальные пьезо звукосниматели, которые позволяют получить акустический звук практически от любого инструмента, включая цельнокорпусной. В отличие от электромагнитных пьезо-звукосниматели делаются по принципу неискажения оригинального звукового сигнала и поэтому их часто ставят на традиционные пустотелые акустические гитары для того чтобы эти гитары можно было подключить к устройствам усиления, обработки и записи сигнала.

Электрический - это звук, получаемый из электромагнитных звукоснимателей, которые снимают колебания струн.

Разумеется, разные типы (и размеры) корпусов гитар совершенно по разному реагируют на колебания струн и поэтому совершенно по-разному подходят для того или иного типа звучания. Электромагнитные датчики нечасто ставят на пустотелые корпуса. Поэтому чаще всего под электрогитарой понимаю цельно-корпусные инструменты.

Пустотелый Gibson John Lennon J-160E с электромагнитным датчиком,
Цельнокорпусной Gibson Slash Les Paul с пьезо и электромагнитными звукоснимателями
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Поскольку единых стандартов не существует очень часто производители называют терминами acoustic electric (electric acoustic) совершенно разные типы гитар. Плюс в России очень часто используют термин “полу-акустическая гитара”, которым награждают абсолютно все гитары с эфами. Поэтому во избежание путаницы в своей собственной голове, при обнаружении незнакомой гитары сразу нужно пытаться понять конструкцию корпуса и что там на счет звукоснимателей - их нет, либо есть пьезо, либо электромагнитный, либо оба вида сразу.

Статьи по теме