Васнецов ю а. Добрый сказочник Ю. А. Васнецов. Юрий Алексеевич Васнецов

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

"Царевна-Несмеяна"

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема - простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество - для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

"Царевна-лягушка"

Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
- Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

"Ковёр-самолёт"

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост . В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело - птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости .

А вот Сирин , тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг - истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью » (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали .

  • #1
  • #2

    люблю васнецова

  • #3

    Я ВЕРНУСЬ ЕЩЕ НА ВАШ САЙТ, ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

  • #4

    очень интерестно

  • #5

    Уважаемая Инесса Николаевна, огромное спасибо за Ваши труды, за помощь в подготовке уроков.

  • #6

    все круто!)))

  • #7

    Очень хорошо

  • #8
  • #9

    очень здоровский текст

  • #10

    Спасибо! Этот сайт очень помог!

  • #11

    Спасибо огромное

  • #12

    спасибо очень помогло сделать проект

  • #13

    Инесса Николаевна,добрый человек! огромное спасибо за помощь учителям! Да,вознаградит Вас Бог!

  • #14

    Спасибо за информацию я очень благодарна!Инесса Николаевна вы знаете толк в искусстве.

  • #15

    Очень помогло

  • #16

    мне понравился этот сайт

  • #17

    Уважаемая Инесса Николаевна, мне уроки готовить не надо:),но читать сайт очень интересно, спасибо Вам за заботу о детях.

Этот художник доказал свое мастерство и созданием живописных полотен, и оформлением спектаклей в театрах, и в качестве художника-графика. Но все же именно иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова снискали особую любовь и признание маленьких читателей. Это стало главным делом его жизни. Об этом вспоминаем теперь мы, бывшие дети, читатели книг, в которых рассматривать иллюстрации, созданные этим художником, было не менее увлекательно, чем разбирать тогда еще по складам свои первые тексты.

Что же нам известно о биографии Юрия Васнецова?

Юность художника

Будущий художник родился в 1900 году в российском городке Вятки, в семье священника, служившего в местном соборе. Отдаленные родственные узы связывали эту семью с другими Васнецовыми - художниками Виктором и Аполлинарием, а также Александром Васнецовым, известным фольклористом, собирателем народных песен. Конечно, подобное семейное наследие не могло не сказаться на будущем творчестве художника.

Все свое детство Юрий Васнецов провел в Вятке. В этом провинциальном городке работало большое количество кустарных мастерских и артелей. Промыслы были самыми разными - мебельные, сундучные, игрушечные. Да и сама мать Юрия слыла в округе отменной вышивальщицей и кружевницей. Впечатления детства - самые яркие и именно они оказывают влияние на формирование наших представлений о мире, на воспоминаниях, которые остаются с нами до конца дней. Полотенца с вышитыми петухами, расписанные в русском народном духе короба и сундуки, яркие деревянные и глиняные игрушки - бараны, медведи, лошади, куклы... Все эти образы неспроста попали на страницы книг со знаменитыми васнецовскими "сказочными" иллюстрациями.

Молодой Юрий очень хотел стать художником - поэтому в 1921 году он поступил в Петроградские Государственные Свободные Художественные Мастерские (сокращенно ГСХМ) на отделение живописи. Среди учителей Васнецова называют Осипа Браза, Александра Савинова и даже русских авангардистов - Казимира Малевича и Михаила Матюшина.

Работа в издательстве

После обучения художник начал сотрудничать со знаменитым Детгизом, где под началом живописца и, по общему мнению выдающегося мастера плаката, Владимира Лебедева он создал свои первые шедевры. Иллюстрации к детским книжкам "Болото" и "Конек-Горбунок", как сейчас принято говорить, "сделали ему имя". Вслед за ними были опубликованы оформленные Юрием Васнецовым "Три медведя" Льва Толстого, "Небылицы в лицах", "Ладушки", "Радуга-дуга". Тогда же им была создана и серия картин, созданных так называемой "техникой плоской печати" - детских литографических эстампов на традиционную фольклорную тематику.

После поездки на Север в 1931 году художник Юрий Васнецов окончательно укрепился в избранном пути. Уже владеющий всеми навыками мастера-живописца, он еще тщательнее подошел к изучению народных истоков.

Феномен живописи Юрия Васнецова

Осуществив путешествие в русские северные края, художник начал осваивать новые для себя тонкости мастерства. Тогда и заговорили о "феномене живописи Васнецова". Вот, например, один из натюрмортов, с изображенной на нем большой рыбой: на продолговатом, красного цвета подносе лежит большая, с серебряной чешуей рыба. Картина стилистически выполнена так, что непонятно - то ли это геральдический знак, то ли просто коврик со стены крестьянской избы. Красные, черные и серебристо-серые тона противопоставлены, но в тоже время уравновешивают друг друга в общей художественной плоскости натюрморта.

Высоко оценивая как народное "базарное" искусство, так и каноны утонченной живописи, Юрий Васнецов к 1934 году создал такие полотна как "Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпкой и бутылкой" и др. Однако опасаясь преследований, которые коснулись творческих работников того времени в связи с начавшийся кампанией борьбы с формализмом, Васнецов рисовал что называется "в стол", сделав эту часть своей живописи тайной и показывая картины лишь близким людям.

Лишь после смерти на выставках работы Юрия Алексеевича Васнецова в полной мере обрели своих поклонников. Тогда стало понятно, сколь велик был дар этого человека - являясь выдающимся "детским" художником, он был и замечательным мастером живописи XX века.

Образы иллюстраций

Совсем не случайно художник писал впоследствии, что всегда жил тем, что запомнил с детства.

И вот, почти так же, как вятские игрушки, нарядно и празднично, "одевает" художник своих героев. Кошки и козы, матери многочисленных семейств, носят на его иллюстрациях юбки, украшенные оборками и кружевами. Так и хозяйничают. А вот Зайчик, обиженный Лисой - на него художник, должно быть, из сострадания, надел теплую кофточку. Медведям же и волкам по вполне понятной всем детям логике одежды чаще всего не полагалось, потому что были они всем остальным зверям опасными и хищными врагами.

А вот необыкновенно добрый котик:

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Носит котик по зимнему времени добротные расписные валенки, на шее у него повязан розовый бант, и баба сбоку от шагающего кота шумно радуется его появлению, и собака не торопится облаивать. А еще дальше домики с занесенными снегом крышами, с горящими окнами, и дым из труб столбом прямо в небо - а значит, и погода тихая, безветренная, ясная.

А как это глупо - жить во вражде! Вот две вороны сидят, отвернувшись друг от друга, нахохлившись, смотрят в разные стороны:

На крайчике, на сарайчике

Две вороны сидят,

Обе врозь глядят:

Из-за дохлого жука

Перессорились.

И окружающий этих скупердяек-ворон пейзаж совсем не тот, что на других картинках. Он куда скупее на краски и радости в нем явно недостает.

На иллюстрациях Юрия Васнецова оживает особый мир - уютный, добрый, спокойный. И необыкновенно красочный. В таком мире любому ребенку, а может, иногда и взрослому, захочется задержаться подольше, вглядываясь в его героев, заряжаясь их душевной щедростью, проживая вместе с ними их пусть и "пряничные", но такие трогательные истории. При этом звери, нарисованные Васнецовым, не приторны, но - таинственны. Некоторые критики даже считали, что художник пишет "страшноватые" картинки, пугая детей.

И еще это ведь очень по-русски: если страшно - то до дрожи, грустно - так до слез, а уж если радость - то непременно пир на весь мир.

Стилистика и цвет

Эмоциональность рисунков Васнецова продиктована прежде всего цветом, играющим в восприятии образов решающую роль. Он и декоративен, что вообще характерно для народного искусства, и поэтичен, что, в свою очередь, отличает все творчество художника.

Васнецовские иллюстрации - цветовая азбука для ребенка. Все просто, как в сказке: волк - серый, зайчик - белый, лиса - рыжая и т.п. Активно используется художником принцип, как называют этот прием искусствоведы, "волшебного фонаря". Действие происходит на некоем, обязательно праздничном, ярком цвете фона (красный, желтый, синий и др.). Эта среда, в которой общаются персонажи, композиционна сама по себе, и в то же время она - то новое яркое пятно, которое так необходимо детям, переворачивающим очередную страницу в ожидании новых впечатлений.

В заключение

Книга, особенно в детских руках, - товар копеечный, скоропортящийся. У кого из нас в детстве не было "Плывет-плывет кораблик", иллюстрированный Конашевичем? Или знаменитого "Багажа" с рисунками Лебедева? А "Радугу-дугу" с чудесными животными Васнецова забыть и вовсе невозможно. Но у кого "дожили" эти книжки до наших дней? Наверное, лишь совсем у немногих. А ведь это были добротно сделанные, прекрасно оформленные, выполненные в удобном большом формате детские книги. И те, у кого они все еще хранятся, прекрасно знают, как воспринимают их сегодняшние дети. Да так же, как и взрослые много лет назад - с радостью и восхищением.

На ярких, остроумно и занимательно выполненных иллюстрациях Васнецова выросло уже несколько поколений юных читателей, а сам художник еще при жизни был назван классиком детских книжных иллюстраций.

3 января 2016, 07:09

Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в (1900-1973) - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971).

Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А. М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А. М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным.

В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия).

В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда - ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца - за исключением влияния, М. В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей- художников Н. И. Кострова, В. И. Курдова, О. П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию.

В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33.

В 1926-1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К. С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» - «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе: «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К. С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства.

Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926-1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926-1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927-1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В. В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым - «Карабаш»(1929) и «Болото» В. В. Бианки (1930)

В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей - «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.

Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н. И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия».

В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников.

В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В. М. Ермолаевой и П. И. Соколова - по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры».

В 1932-1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ - «Дама с мышкой», «Церковный староста», - возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева. Некоторые исследователи (Э. Д. Кузнецов, Е. Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника

В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941-1945).

Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств.

"Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно.. Народная, рыночная вышивка. Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста.

В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов.} В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград.

В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947-1948 гг. - Мельничного Ручья, в 1949-1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей.

C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге.

В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР.

В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».

Живописные работы 1960-70- х гг. - преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти.

Елена Хомутова

Цель : познакомить детей с творчеством художника - иллюстратора Ю. А. Васнецова .

Задачи : учить внимательно рассматривать иллюстрации, выделять выразительные характерные средства художника, Расширять и активизировать словарь : художник, иллюстратор, иллюстрация. Развивать у детей умение выразительно читать знакомые потешки, воспитывать интерес к книжной графике.

Материалы : ноутбук, проектор, экран, презентация "Иллюстрации Ю. Васнецова ", гуашевые краски, кисти для рисования, ватные палочки, баночки с водой, 2 мольберта, затонированные силуэты цветов, шапочка художника, костюм лебедя, лист формата А2 с изображением лебедя на реке, иллюстрации Ю. Васнецова и Е . Чарушина, классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", Карел Готт музыка из кинофильма "Три орешка для Золушки".

Предварительная работа : беседа о книжной графике "Зачем в книжках нужны картинки?", рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина, заучивание потешек : "Дедушка Ежок", "Пошёл котик на торжок", "Кисонька-Мурысонька", "Иванушка", рисование сказочных цветов .

Ход занятия: дети входят в зал, встают полукругом.

В. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей : хорошее, радостное, весёлое.)

В. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей)

Слушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает . (Книга)

Ответы детей.

В. Молодцы, правильно отгадали. Показываем книгу с яркими иллюстрациями. Ребята, а вы любите когда вам читают книги? И у каждого из вас есть своя любимая? Кто знает как называют картинки в книгах? (Иллюстрации) Ответы детей.

Да, правильно, картинки в книгах называются иллюстрациями. Дети, как вы думаете, зачем нам нужны иллюстрации в книгах? (Ответы детей) Кто их рисует? (Ответы детей)

В. Правильно, художники, но профессия эта называется художники-иллюстраторы. И сейчас мы поговорим про одного из них. Дети садятся полукругом.

Много лет назад в нашем государстве жил-был добрый волшебник . И был этот волшебник художником. Звали его Юрий Васнецов .

Вы спросите : "Почему волшебник? Волшебники бывают только в сказках ?" Верно и неверно, он конечно не мог совершать чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках . Творчество Васнецова известно взрослым и детям. Все любят смотреть книги с его иллюстрациями.

Его работы наполнены сказочной силой , излучают доброту и радость . Рисунки Юрия Алексеевича вы видели, когда были совсем маленькими, а мама читала "Баю-баюшки, баю. " и показывала вам картинку.

Помните? Ребёнок читает потешку "Баю-баюшки,баю". Если внимательно рассматривать иллюстрации Юрия Васнецова , можно заметить отличительные особенности в рисовании художника.

Родился Юрий Алексеевич (слайд 4-5) в старинном русском городе Вятка, сейчас этот город называется Киров (слайд 6) . Этот город славится вот такими игрушками (слайд 7) .

Вы их вспомнили? (Ответы детей : дымковская игрушка)

Когда он был маленьким, как вы, он любил ходить на весёлые ярмарки, где продавали разные товары и эти замечательные игрушки. (Слайд 8) Маленький Юра подолгу стоял и любовался их узорами. И если внимательно посмотреть на рисунки Юрия Алексеевича и на дымковские игрушки, можно заметить много общего.

Предлагаем сравнить коня из потешки "Иванушка" с дымковским конём.

Тысячи разных рисунков к сказкам , потешкам и прибауткам подарил нам добрый сказочник Ю . А. Васнецов . Самые известные книги, оформленные им "Ладушки" и "Радуга-дуга" (слайд 10) .

На страницах этих книг мы встречаемся с васнецовскими героями (слайд 11) .

В. Посмотрите, кто это шагает по зимней улице? (Ответы детей : чёрный, усатый кот) А что это он несёт? (Ответы детей : несёт румяную булочку) .

В. Купил, наверное, чтобы на всех друзей хватило. Вспомнили потешку к этой иллюстрации? Ребёнок читает.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

В. Ребята, красота-то какая! Зимой быстро темнеет -вот и горит фонарь, освещает дорогу. Свет от фонаря идет сказочный . А почему сказочный ? (Ответы детей.) Кружочки- снежинки вокруг фонаря хороводы водят. Иллюстрации Ю. Васнецова рассказывают даже о том , чего в книжке не написано. (Слайд 12) . Ребенок читает.

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок :

Там растаял снежок,

Заливает лужок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

В. Ребята, слова в потешке звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему? (Ответы детей) . Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок. Но художник Васнецов придумал , как его выручить : нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка. Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? (Ответы детей) . Он измеряет с её помощью глубину воды. А что мы ещё видим на иллюстрации, о чём не говорится в потешке? (Предполагаемые ответы детей : весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда).

В. Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом!

В. Как много интересных деталей придумал Ю. Васнецов к потешке . Он доставил нам радость своей фантазией.

Слайд 13. "Кисонька-мурысонька"

Кисонька - мурысонька,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька- мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна!

Игра драматизация по потешке.

Слайд 14.(Мыши водят хоровод)

П/и Мыши водят хоровод.

В. Давным-давно, когда книг и в помине не было и писать ещё не умели, в деревне любили сочинять для веселья то, чего на свете не бывает. Слайд 15. Небылицы пели, под них танцевали,а дети в них играли. Так и повелось, из века в век придумывать небылицы и разыгрывать их по праздникам. А художник Ю. Васнецов их нарисовал . И получились небылицы в лицах.

Слайд 16 (По поднебесью медведь летит.)

Слайд 17 (Я медведя поймал.)

Очень часто на иллюстрациях Ю. Васнецова мы видим сказочный лес .

Слайд 18-20 (Три медведя)

В. Узнали сказку ? (Ответы детей) Обратите внимание, какие огромные стволы деревьев и маленькую фигуру девочки нарисовал художник. Посмотришь на этот лес и сразу становится как-то страшно! Ребята, как вы думаете, кого можно встретить в таком лесу (Ответы детей)

Как удивительно художник Ю. А. Васнецов рисовал цветы , кусты, деревья, животных. (Слайды 21 -29) . В каждой иллюстрации они изображены по-разному, но всюду нарядно, ярко, декоративно украшено точечками, кружочками.

Одевает Васнецов своих героев нарядно. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают , старался художник не наряжать - не заслужили они красивой одежды.

Дидактическая игра "Найди рисунки Ю. Васнецова ". (Дети делятся на две команды, рассматривают иллюстрации Васнецова и Чарушина и выбирают рисунки Васнецова ). Ребята объясняют, почему выбрали данную иллюстрацию и оформляют выставку.

Стук в дверь. Входит юный художник (ребёнок) .

Художник. Здравствуйте, я хотел подарить вам картину, но у меня закончились краски. Разворачивает лист формата А2 и вместе с воспитателем прикрепляет к мольберту. (На листе изображение лебедя на речке) . Моей лебёдушке грустно плавать вдоль таких берегов.

В. Не расстраивайся, наши дети тебе помогут. Ребята, хотите сами попробовать стать художниками. Предлагаю нарисовать волшебные цветы. Но для этого нам сначала надо разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный, и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

Наши пальцы-мастера,

За работу им пора.

Дети проходят за столы и украшают силуэты затонированных цветов. Звучит музыка К. Готта из кинофильма "Три орешка для Золушки".

По окончании все рассматривают цветы, находят интересное в каждой работе.

В. Молодцы, справились с заданием!

Дети приклеивают цветы.

Художник. Вот теперь лебёдушка рада, и она хочет с вами поиграть.

Воспитатель. Раз, два, три - превращаемся в цветы. (Дети рассаживаются напротив друг друга вдоль импровизированной речки, изображая цветы, траву.

Звучит классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", появляется лебедь (ребёнок в костюме лебёдушки) .

Дети читают, ребёнок в костюме лебёдушки выполняет соответствующие движения.

Вдоль по реченьке (волны руками) лебёдушка (походить, плавно выгнув ручки) плывёт (помахать «крыльями» ).

Выше (потянуть руки, пальцы развести) бережка (ручки одна на другую перед грудью) головушку несёт (руки к щекам, наклон головы в одну сторону и другую) .

Белым крылышком помахивает, (взмахи «крыльев» )

На цветы (сложить кисти вместе запястьями, пальчики развести) водичку стряхивает (стряхнуть кисти рук два раза) .

Итог занятия : Ребята, с творчеством какого художника-иллюстратора вы познакомились? (Ответы детей) . Почему Юрия Васнецова можно назвать добрым волшебником ? Вам понравились его иллюстрации?

Элементы какой росписи вы использовали при украшении волшебных цветов?

Список литературы

1. Капица О., Карнаухова И., Колпакова Н., Прокофьев А., Чуковский К. Уж ты, зимушка-зима. - М., Лабиринт Пресс, 2014г.

2. Кудряшова А. Небылицы в лицах. - М., ОАО. Московский учебники и картография, 2009г.

3. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб., Акцидент, 1997г.

4. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. - СПб., Детство-Пресс, 2001г.







Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973) — график, живописец, народный художник РСФСР (1966). Учился в Академии Художеств (1921-26) у А.Е. Карева, К.С. Петрова-Водкина, Н.А. Тырсы.

Творчество Васнецова навеяно поэтикой русского фольклора. Наибольшую известность получили иллюстрации к русским сказкам, песенкам, загадкам («Три медведя» Л. Н. Толстого, 1930; сб. «Чудодейное колечко», 1947; «Небылицы в лицах», 1948; «Ладушки», 1964; «Радуга-дуга», 1969, Гос. пр. СССР, 1971). Создавал отдельные цветные литографии («Теремок», 1943; «Зайкина избушка», 1948).

После смерти Васнецова стали известны его изысканные живописные стилизации в духе примитива («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой», 1932-1934)

Слово художнику Васнецову Ю.А.

  • «Я так благодарен Вятке – своей родине, детству – красоту повидал!» (Васнецов Ю.А.)
  • «Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем… Весной открывалась веселая ярмарка - Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами… Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки - все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках - гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет» (Васнецов Ю.А.)
  • «Рисуй, пиши, что любишь. Больше смотри вокруг… Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать. Когда много чего-то наделано, прорисовано, тогда возникает натуралистичность. Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай – пусть он будет цветок, но другой. Ромашка – и не ромашка. Незабудки мне нравятся своей голубизной, жёлтеньким пятнышком в середине. Ландыши… Когда я их нюхаю, мне кажется, что я король…» (Васнецов Ю.В. Из советов юным художникам)
  • (Васнецов Ю.А.)
  • «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе» (Васнецов Ю.А.)
  • На вопрос, какой был самый дорогой подарок, полученный им, художник ответил: «Жизнь. Подаренная мне жизнь»

Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Ю.А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм – чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни…

Любовь к цветистой народной культуре художник впитал в своей родной стариной Вятке: «Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве».
Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны».

Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки - все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков. Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно».

После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу. «…Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт… да и вообще нигде не служил… Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», – вспоминал Юрий Алексеевич. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…
Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.

Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем. За ними последовал и длинный ряд многих и разнообразных учителей, открывших мир живописи молодому провинциалу. Среди них были академически вышколенный Осип Браз, Александр Савинов, лидеры русского авангарда – «цветовик» Михаил Матюшин, супрематист Казимир Малевич. И в «формалистических» работах 1920 годов индивидуальные особенности живописного языка Васнецова свидетельствовали о незаурядности дарования начинающего художника.

В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора — сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.
В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок», «Пятьдесят поросят» К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.И. Толстого. Тогда же он делал отличные — нарядные и увлекательные — литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.

К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблудившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично – кормилицу маму-Козу, маму-Кошку. Подарит им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды.

Так, продолжая поиски своего пути, художник входил в мир детской книги. Чисто формальные поиски постепенно уступали место народной культуре. Художник все чаще оглядывался в свой «вятский» мир.
Поездка на Север в 1931 году окончательно убедила его в правильности выбранного пути. Он обратился к народным истокам, уже будучи искушенным в тонкостях современного живописного языка, что породило то явление, которое теперь мы можем назвать феноменом живописи Юрия Васнецова. Натюрморт с большой рыбой в полной мере свидетельствует о новых ярких тенденциях в работах Васнецова.

На небольшом красном подносе, пересекая его по диагонали, лежит большая сверкающая серебром чешуи рыба. Своеобразная композиция картины сродни геральдическому знаку и одновременно народному коврику на стене крестьянской избы. Плотной вязкой красочной массой художник добивается удивительной убедительности и достоверности образа. Внешние противопоставления плоскостей красного, охристого, черного и серебристо-серого тонально уравновешены и придают произведению ощущение монументальной росписи.

Итак, книжные иллюстрации составляли лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К.С. Малевича в Гинхуке, обучался в аспирантуре при Всероссийской АХ.

В 1932- 34 гг. он создал, наконец, несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям. В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны.

В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к «Английским народным песенкам» С.Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке «Кошкин дом» (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам «Чудодейное колечко» (1947) и «Небылицы в лицах» (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, по многу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники «Ладушки» (1964) и «Радуга-дуга» (1969).

В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги. В русской народной сказке все неожиданно, неведомо, невероятно. Если страшно, так до дрожи, если радость - пир на весь мир. Вот и художник делает свои рисунки к книге «Радуга-дуга» яркими, праздничными - то страница голубая с ярким петухом, то красная, а на ней бурый медведь с березовым посохом.

Трудная жизнь художника оставила неизгладимый след на его отношениях с людьми. Обычно доверчивый и мягкий по характеру, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых – старшая, Елизавета Юрьевна, – впоследствии станет знаменитой художницей.
Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём.
Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку. Даже друзья махнули на этого домоседа рукой – пропал человек для большого искусства!

Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями – писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.
Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.

Статьи по теме