Сочинение на тему: что такое «шариковщина. Шариковщина явление социальное Сочинения по темам

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести «Собачье сердце». Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме: незатейливый, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. Именно этот эксперимент профессора Преображенского и положен в основу повести.

Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.

Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда человек...», «этот не станет пинать ногой». I

И вот профессор совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Булгаков так описывает его внешность: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи».

С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп... Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» Шариков же говорит ему в ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете... Что вы мне жить не даете?»

«Неожиданно появившееся... лабораторное» существо требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает - Полиграф Поли-графович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, чтов этом ему поможет домком, который защищает «интересы трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит союзника. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете: «Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Шариков предъявляет хозяину квартиры «бумагу от Швондера», согласно которой ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.

Швондер также снабжает Шарикова «научной» литературой, дает ему на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Человекоподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Причем он даже знает, как это сделать. «Да какой тут способ, - отвечает Шариков на вопрос Борменталя, - дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет».

Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. И вот он предстает перед изумленным профессором и Борменталём «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». По всей квартире разносится вонь, на что Шариков замечает: «Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. Вчера котов душили-душили...»

Нас уже не удивляет, что он взялся за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. Последовательно «развиваясь», он пишет донос-пасквиль на своего создателя - профессора Преображенского. Шарикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют нормальные человеческие качества. Им движет лишь подлость, ненависть, злоба...

В повести профессору удалось обратное превращение Шарикова в животное. Но в реальной жизни шариковы победили, они оказались живучими. Именно поэтому мы говорим сегодня о таком явлении, как шариковщина. В основе этого социального слоя - самоуверенные, наглые, убежденные в своей вседозволенности, полуграмотные люди (если они вообще достойны звания людей). Этот новый социальный класс стал опорой тоталитарного государства, в котором поощрялись клеветничество, доносы, просто серость. Воинствующая посредственность - вот основа шариковщины. В повести Шариков вновь превращается в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, славный путь, и в тридцатые - пятидесятые годы продолжая травить людей, как когда-то, по роду службы, - бродячих котов и собак.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

«Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше...»Михаил Булгаков

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий родился в 1891 году «в семье профессора». Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести «Собачье сердце» является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.

В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился "новый человек", он получил имя "гомо советикус". Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.

"Гомо советикус" отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его "генотип". Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.

Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов "гомо советикуса". Почти в одно время вышли его сатирические повести "Роковые яйца", "Дьяволиада" и "Собачье сердце".

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.
Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы Советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни - с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.
В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.
Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.
Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфо- вич Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.
Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:
«- ...Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, - негодует профессор.
- Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, - вдруг плаксиво выговорил человек».
Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он не одинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера - местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.
Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.
Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих - характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения...
Последний аккорд шариковской деятельности - донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Только такой режим может иметь в своей основе донос.
Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.
Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.
После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчелове- чить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” написана в 1925 году. К этому времени последствия Октябрьского переворота – социального эксперимента в масштабах всей страны – уже вполне прояснились. Именно с этой точки зрения рассматриваются в повести результаты эксперимента

Профессора Преображенского – Шариков и “шариковщина”.

По происхождению Шариков, с одной стороны, бродячий пес, с другой стороны – беспутный пьяница, и совмещает в себе многие их черты. Главное чувство Шарикова – ненависть ко всем, кто его обижал.

Характерно, что чувство это как-то сразу оказывается близким классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение жилплощади силами домового комитета), ненависть необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. А для ненависти

Много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращает свое невежество в оружие против образованности. У него даже появляется духовный наставник – председатель домкома Швондер.

Шариков необходим Швондеру, потому что Швондер внутри – точно такой же шариков. В нем та же ненависть и страх перед силой, та же тупость. Ведь именно он способствует продвижению Шарикова по службе – тот становится уполномоченным по уничтожению бродячих собак и кошек. Ну, кошки еще понятно – пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется моральная основа “шариковщины” – неблагодарность и уничтожение себе подобных ради того, чтобы доказать свое отличие от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, то следующей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Может быть, они борются за справедливость? Но в том – то и дело, что Шариков и шариковы думают только о себе. Справедливость в их понимании – это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что – то для других, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: “Разруха – в головах”. Люди перестали заниматься делом, а занимаются борьбой, урыванием куска. Почему после революции нужно ходить в калошах по коврам, воровать шляпы в парадных? Люди сами творят разруху и “шариковщину”. Такова социальная основа “шариковщины”: рабы, которые пришли к власти, однако полностью сохранили рабскую психологию. С одной стороны – это покорность и угодливость по отношению к вышестоящим, с другой стороны – холуйская жестокость к зависимым от них людям или таким же, как они.

В повести М. Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Милый пес Шарик не помнит, что был уполномоченным Шариковым и уничтожал бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Поэтому социальные эксперименты, в результате которых появляется “шариковщина”, очень опасны.

Сочинения по темам:

  1. Швондер – один из героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”; представитель пролетариата, председатель домкома. Автор описывает героя с нескрываемой...
  2. Действие повести Булгакова "Собачье сердце" происходит в Москве. Зима 1924/25 года. В большом доме на Пречистенке живет и ведет прием...
  3. Наш мир устроен так, что любое понятие воспринимается только в противопоставлении с другим понятием. Так добро может быть до конца...
  4. При изучении школьного курса литературы мы имеем де­ло с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и...

«...весь ужас в том, что у него

уж не собачье, а именно человеческое

сердце. И самое паршивое из всех,

которые существуют в природе».

М. Булгаков

Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити-ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга-кову отвратительны были бюрократические формы управления страной, он не выносил насилия ни над ним самим, ни над другими людьми. Писатель видел главную беду своей «отсталой страны» в бескультурье и невежестве. И он бросил-ся в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли умы русской интеллигенции. И орудием борьбы Булгаков избрал сатиру. В 1925 г. писатель закончил повесть «Собачье сердце». Содержание повести — невероятная фанта-стическая история превращения собаки в человека — представляла собой остро-умную и злую сатиру на социальную действительность 20-х годов.

Основой сюжета послужила фантастическая операция гениального ученогоПреображенского со всеми неожиданно трагическими для него последствиями. Пересадив собаке в научных целях семенные железы и гипофиз мозга, профессор получил homo sapiens, которого чуть позже назвали Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. «Очеловеченный» бродячий пес Шарик, вечно голодный, всеми, кому не лень, обижаемый, оживил в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом для операции. Им был пьяница и хулиган Клим Чугункин, случайно погибший в пьяной драке. От него Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими со-циальными нравами, и ту бездуховность, которая была свойственна обыватель-ской малокультурной среде чугункиных.

Но профессор не отчаивается, он намерен сделать из своего подопечного че-ловека высокой культуры и нравственности. Он надеется, что лаской и собствен-ным примером сможет повлиять на Шарикова. Но не тут-то было. Полиграф Полиграфович отчаянно сопротивляется: «Всё у вас, как на параде... Салфетку —туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста», а так чтобы по-настоящему, это нет».

С каждым днём Шариков становится всё опаснее. Тем более, что у него появ-ляется покровитель в лице председателя домкома Швондера. Этот борец за соци-альную справедливость и Энгельса почитывает, и статейки в газету пописывает. Швондер взял шефство над Шариковым и воспитывает его, парализуя профессорские усилия. Ничему полезному этот горе-воспитатель своего подопечного не на-учил, зато сумел вдолбить очень заманчивую мысль: кто был ничем, тот станет псом. Для Шарикова — это программа к действию. В очень короткий срок он получил документы, а через неделю-другую стал совслужащим и не рядовым, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Меж-ду тем натура у него, что и была — собачье-уголовная. Нужно видеть и слышать, и какими эмоциями он рассказывает о своей деятельности на этом «поприще»: «Вчера котов душили-душили». Впрочем Полиграф Полиграфович одними кота-ми не довольствуется. Своей секретарше, которая по объективным причинам не может ответить на его домогательства, злобно угрожает: «Попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов».

В повести, к счастью, история двух превращений Шарика имеет счастливый конец: вернув собаку в исходное состояние, профессор, посвежевший и, как ни-когда, весёлый, занимается своим делом, а «милейший пёс» — своим: лежит на коврике и предаётся сладостным размышлениям. Но в жизни, к нашему большо-му сожалению, Шариковы продолжали размножаться и «душить-душить», но уже не кошек, а людей. Материал с сайта

Заслуга М. Булгакова состоит в том, что ему удалось с помощью смеха раскрыть глубокую и серьёзную идею повести: угрожающая опасность «шариковщины» и её потенциальные перспективы. Ведь Шариков и его соратники опасны для общества. Идеология и социальные претензии класса-«гегемона» заключают в себе угрозу беззакония и насилия. Безусловно, повесть М. Булгакова — не только сатира на «шариковщину» как агрессивное невежество, но и предупреждение о вероятных её последствиях в общественной жизни. К сожалению, Булгакова не услышали или не захотели услышать. Шариковы плодились, размножались, при-нимали активное участие в общественной и политической жизни страны.

Примеры этого мы находим в событиях 30—50-х годов, когда безвинных и безответных людей травили, как когда-то Шариков по роду службы отлавливал бродячих котов и собак. Советские Шариковы демонстрировали собачью верность, проявляя злость и подозрительность к тем, кто был духом и разумом высок. Они, как и Шариков Булгакова, гордились своим низким происхождением, низким образованием, даже невежеством, защищаясь связями, подлостью, хамством и при всяком удобном случае втаптывая в грязь людей, достойных уважения. Эти проявления шариковщины очень живучи.

Сейчас мы пожинаем плоды этой деятельности. И никто не может сказать, сколько это будет продолжаться. К тому же, «шариковщина» и сейчас как явле-ние не исчезла, может быть, только поменяла своё лицо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем опасна шариковщина
  • сочинение по литературе на тему шарик и шариковщина по повести булгакова собачье сердце
  • сочинение на тему шариков и шариковщина собачье сердце краткое содержание
  • что унаследовал шариков от шарика булгаков

Собачье сердце Булгакова — великое произведение, где раскрыта проблема ни одного поколения, при этом она волнует людей и сегодня. Эта повесть затронула проблему шариковщины и является универсальной, ведь показывает не только жизнь России двадцатых годов, но и заставляет оглянуться вокруг себя, на общество и людей, что нас окружают сегодня. Оказывается произведение актуально, а шариковщина как явление социальное и моральное живет и в настоящее время, о чем и напишем наше .

Если обратиться к сюжетной линии, то мы увидим стремление профессора Преображенского, который был хирургом, создать идеального человека. Путем удивительной операции, с помощью своего ассистента, он пересадил дворняге Шарику гипофиз человеческого мозга. Материал он взял в только что умершего алкоголика и уголовника Чугункина. И вот чудо, пес превратился в человека, которого профессор пытался воспитать, но ничего не получилось. Началась настоящая трагедия, где при поддержке домкома Швондера у Шарикова проявилась ненависть к любому проявлению культурной и духовной жизни. Милый пес превратился в невежественного человека, который стал считать себя хозяином жизни, он стал наглым и агрессивным.

Шариковщина как явление

Булгаков уважал духовные и культурные ценности людей и видел, как все утрачивает свою силу, все уничтожается, теряется смысл этих ценностей под действием революционных перемен. Не мог на все это закрывать глаза писатель, и поднял вопросы, которые как ни странно, актуальны не только в его эпоху жизни. Все явления и образы актуальны и для нашего времени. В революции писатель видит опасный эксперимент, который идет против природы и эта дорога ведет лишь к катастрофе. Самое страшное, что эксперимент и его результаты невозможно предсказать. К каким последствиям могут привести необдуманные решения, мы видим в произведении Собачье сердце. Автор показал появление многочисленных Шариковых, которым чужд стыд, этика. Теперь властвуют Шариковы и шариковщина. Теперь эгоизм, посягательство на чужое, отсутствие нравственности, присутствие безграмотности — это норма, в чем и заключается шариковщина.

Как себя ведут Шариковы? Они дебоширят, бранятся, у них нет авторитетов, а поднимаясь в должности, начинают уничтожать даже себе подобных, как это делает Шариков, получив должность уполномоченного по уничтожению бродячих животных.

Булгаков в итоге исправил ошибку, показав читателям, что может произойти, когда какая-то кухарка становится у власти. Показав, что станет, когда страной будут править Шариковы. Вот только в жизни такие эксперименты сложно исправить, поэтому неуважение, предательство, доносы были тогда, имеются они и сегодня. А это есть ни что иное, как еще одно проявление шариковщины.

Шариковщина в наши дни

Страшно осознавать, но шариковщина живет и здравствует и в наши дни. Вокруг себя мы видим низкую культуру у людей, хамство. Шариковы готовы на любой шаг, чтобы выбиться в князья. При этом сразу сложно их заметить, ведь внешне они очень похожи на всех остальных. А вот внутри них живет нечеловеческая сущность. Только присмотревшись, мы увидим судью, что осудил невиновного, мать, что бросила своего ребенка, врача, что оказался лечить больного, чиновника, что без взяток не может жить. Нравственный упадок, жестокость существуют и сегодня. С этим можно и нужно бороться и только тогда актуальный вопрос шариковщины потряет свою силу. Произведение же Булгакова, как предупреждение для всех нас, позволяющее адекватно оценить свои поступки. Только так можно бороться с пороками, тем самым изживая всех шариковых и делая мир лучше.
Надеюсь, такое время когда-нибудь настанет.

Статьи по теме