Сопоставление раскольникова и сони. Характеристика Сони Мармеладовой – кратко. Бессмертный смысл романа

После совершенного им убийства, сыграла главная женская героиня «Преступления и наказания » Соня Мармеладова.

Дочь бедного чиновника , она, чтобы спасти от голода мачеху и детей, ведет жизнь падшей женщины. Сознающая ужас своего положения, свой позор, робкая, загнанная, эта девушка сохранила чистой свою душу и отличалась исключительной любовью к людям и пламенной религиозностью. Безропотно, молчаливо, не жалуясь, несет Соня свой крест, жертвуя всею своею жизнью, подвергаясь ради близких людей тяжкому позору.

Соня Мармеладова. Образ евангельской Любви

Это безропотное страдание удивляет Раскольникова, он понимает душу этой девушки, и она является для него как бы олицетворением всего человеческого страдания. Потрясенный всем испытанным в последние дни, он в каком-то восторженном порыве кланяется ей в ноги. – «Я не тебе поклонился, – говорит он, – я всему страданию человеческому поклонился».

Но внутренний мир Сони совершенно иной, чем у Раскольникова; она отрицает категорически его теорию о праве сильных ; для неё самоценна каждая человеческая жизнь, к которой у неё отношение религиозное, и она не может допустить, чтобы жизнь одного человека могла служить средством для другого. Она исповедует закон Христовой любви, жалеет Раскольникова, ибо преступник для неё, как и для простого народа, – несчастный. Она плачет над ним и посылает его принять страдание и искупить грех, ибо того требуют высшие законы духовной жизни.

«Пойди сейчас, сию же минуту, – говорит она ему, – стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: я убил! Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Однако несмотря на все попытки и душевную борьбу, Раскольников не может понять её отношение к преступлению и даже на каторгу уезжает, непримиренный и не чувствующий раскаяния. Замкнутость и гордость Раскольникова вызывают у каторжан враждебное отношение к нему, между тем как к Соне они проникаются любовью, чувствуя её душевное отношение к людям, и называют ее: «мать ты наша нежная, болезная».

Но влияние Сони всё же одержало победу над душой Раскольникова, пережившего полный жизненный перелом, на который только намекается в эпилоге романа. «Тут начинается новая история, – говорит Достоевский , – история постепенного обновления человека, – история постепенного перерождения его – постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Образ женщины для русской литературы чрезвычайно важен. Он появляется практически в каждом произведении, стоит наравне с мужским, но отличается особенной самобытностью, характером. Русская женщина сильна, она способна на самопожертвование, на подвиг. Поэтому заслуживает главной роли в сюжете произведения.

Смысл сопоставления Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой заключается в контрасте, в очень тонкой антитезе разума и чувств. Героини имеют некоторое сходство, но весь акцент Ф.М.Достоевский делает на различиях. Дуня возвышает образ Сони.

Центром сопоставления Дуни и Сони становится Родион Раскольников. Характер девушек раскрывается через их отношение к нему, через жертвы, на которые они готовы пойти. Дуня очень любит своего брата, она решает выйти за Лужина, чтобы помочь семье.

Героиня «твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Она умна и образована. Ее образ-это образ сильной женщины, способной на самопожертвование. Соня тоже идет на жертвы ради своей семьи. Героиня «с терпением и почти безропотно могла все перенести». Ее поступки-это отклик чистого сердца на горести судьбы. Мармеладова робкая и хрупкая, но сил ей придает непоколебимая вера в Бога.

Раскольников любит обеих героинь, но спасает его именно Соня. Я думаю, что это происходит из-за главного ее отличия от Дуни. Оно заключается в том, что, совершая похожие поступки, героини опираются на разные чувства и мысли. Дуня продумывает свои действия, выбирает наилучшие варианты, а Соня прислушивается к воле сердца, к советам Бога. Раскольникова не могла спасти Родиона, потому что, совершив убийство, он тоже руководствовался разумом-теорией, ему нужно было то, чего не хватало-чувств. Мармеладова заново учит его любить, она дает ему не сухие факты, которые преподносят остальные, а чувство. Ее волнение, ее слезы действуют на него сильнее всего.

В финале романа Ф.М.Достоевский словно показывает нам, кто на самом деле должен быть с Раскольниковым. Соня едет с ним в Сибирь, следует до конца, сплетая свою судьбу с его судьбой. А Дуня уходит на второй план, обретает любовь-выходит за Разумихина. Мне кажется, что она жертвовала собой совсем по-другому, будто не полностью. Поэтому поступки Сони на ее фоне становятся самоотверженнее.

Раскольникова, помогая, жертвуя, никогда не теряла себя. А Соня готова идти на то, что противоречит ее натуре, противоречит ей. Героиня обрекает себя на борьбу не только с внешними обстоятельствами, но и с самой собой. Она сохраняет невинность, чистоту, хоть и находится посреди разврата и грязи.

Таким образом, сопоставление этих героинь направлено на возвышение Сони, на увеличение силы ее образа. Разум Дуни противопоставляется сердцу Мармеладовой, так Ф.М.Достоевский подчеркивает важность чувств и любви.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Соня Мармеладова - второй по важности персонаж романа «Преступление и наказание». Именно она помогает Раскольникову обрести спасение, встать на путь истинный и отказаться от своей жестокой теории. Характеристика Раскольникова и Сони, сравнение их образов и суть взаимоотношений - важная для произведения часть анализа.

Раскольников

Раскольников - бывший студент. Он вынужден был прекратить учебу по причине отсутствия денег. Родион живет в ужасающей бедности. Раскольникову чужда вера в Бога, надеется он только на себя. Ему присуще тщеславие, ведь в своей теории он делит людей на тварей дрожащих и избранных, «право имеющих» даже на преступление, и причисляет себя к последним. Попытка вознестись над другими приводит его к страшному эксперименту над собой, из-за которого он и решается на преступление. После убийства Раскольников разочаровывается в себе, своей теории, и, казалось бы, во всем мире. Он не знает, как себя вести, мечется от одной крайности к другой. Совесть и добро борются в его душе с трусостью и малодушием. Он отрезает себя от всего мира, чувствуя огромную дистанцию со всем человечеством. Неизвестно, как бы продолжилась жизнь героя, если бы не воздействие на него Сони Мармеладовой.

Соня

Соня тоже живет за чертой бедности. Но для нее основная ценность - это не она сама, а близкие для нее люди. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Соня получает желтую карточку и вынуждена торговать своим телом. Нравственная ее жизнь при этом остается прежней и даже еще больше углубляется в заботу о родных, честность и порядочность. Вера в Бога спасает душу Сонечки от многих бед и черных мыслей. Несмотря на свою кротость и смиренность, Соня - человек с четкими убеждениями и большой силой духа. Именно она убеждает Родиона сознаться в содеянном. Но она не бросает Раскольникова, а идет за ним по этапу. Также как и он когда-то отдал ее семье последние гроши - она отдает ему себя, все что имеет в своей душе. Благодаря Соне, ее рассуждениям и непоколебимой вере в Бога, Раскольников обретает шанс на спасение.

Взаимоотношения Раскольникова и Сони

Для Раскольникова путь раскаяния тяжел. Он и смеялся в лицо Соне, и отвергал ее, когда та пыталась надеть на нее крест во имя спасения души. Но все же Родион смог найти свое спасение, вернулся к Соне, сделал явку с повинной. Достоевский не показывает нам исцеление души героя, но мы видим, что Раскольников готов переродиться и стать новым человеком, благодаря скромной и сострадательной девушке Соне Мармеладовой.

Данная статья поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Сони и Раскольникова», понять основные мотивы их взаимодействие и влияние, которое герои смогли оказать друг на друга.

Тест по произведению

Статьи по теме