Чем катерина отличается от других жителей города. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (по пьесе Островского «Гроза»). Усредненный образ провинциального города

Урок литературы в 10 классе

(с применением элементов технологии

критического мышления через чтение и письмо)

Тема: Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины, ее душевная трагедия.

Цели урока:

- образовательные:

2) Выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как постепенно развивался ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

- развивающие:

1) обучить умению находить «ключ» к пониманию идейно-тематического содержания произведения;

2) научить создавать текст рассуждения;

- воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Оборудование урока: слайды, тексты пьесы Н.А.Островского «Гроза».

Ход урока:

I. Слово учителя:

«Мое почтение, любезный мой друг Порфирий Иванович.

Спешу рассказать тебе о моем путешествии. Как ты помнишь, выехал я из Москвы 30 мая сего 1857 года и отправился вниз по Волге. Цель путешествия моего тебе известна - посмотреть насчет строительства дороги. Побывал я уже в Костроме, в Торжке и еще во многих больших и малых городах, что находятся на берегах этой великой реки.

Но довелось мне побывать в очень прелюбопытном городке. Находится он на высоком берегу Волги. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.

Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. Уж нам ли, братец, не знать, как быстро в столице меняется жизнь. А здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому меня приняли как чужеземца, как заморскую диковинку. Когда я попытался рассказать о том, как мы в столице живем, разговор сразу переводили на другую тему. Такое впечатление, что жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной».

Пробыл здесь ровно три дня, и, знаешь, одно желание овладело мной: бегом из этого города. По моим подсчетам буду в Москве через неделю, так что скоро свидимся. До скорой встречи. Твой друг...»

Беседа по содержанию письма.

Комментарии учителя:

В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Волга - великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов.

Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите репродукции картин И.Левитана «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».

События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год - настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.

Далее ученики работают в группах, пытаясь ответить на главные вопросы урока: каков мир города Калинова? Является ли атмосфера, царящая в городе Калинове, основной причиной трагической гибели героини пьесы «Гроза»?

Класс разделен на 5 групп. Каждой группе предложен свой материал для исследования. Отдельным ученикам даются фломастеры, ножницы, бумага.

1-я группа:

Список действующих лиц (афиша) пьесы представляет собой весьма значимую часть ее экспозиции и дает первое представление о городе Калинове и о его обитателях.

Задание: назвать основных действующих лиц, жителей города Калинова, рассказать, о чем говорят их фамилии.

2-я группа:

Задание: сгруппировать всех действующих лиц пьесы, опираясь на принцип: положение лиц в городе.

3-я группа:

Задание: создать образ города с точки зрения действующих лиц пьесы.

4-я группа:

Задание: схематично изобразить мир природы, каким его видят жители города Калинова.

5-я группа:

Задание: изобразить в виде схемы (рисунка) картину окружающего мира калиновцев.

Ученики работают в течение 7 -10 минут. После выполнения задания выступают представители от каждой группы.

Творческие отчеты 1-3 групп:

1-я группа:

В афише мы знакомимся с основными действующими героями пьесы. Характеристику действующих лиц Островский начинает уже с фамилий, при этом знаменательны не только фамилии, но также имена и даже отчества.

Савел Прокофьевич Дикой - богатейший купец города, один из его «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный самодур, живущий лишь интересами самого беззастенчивого приобретательства. Фамилия Дикого, как и всех других действующих лиц «Грозы», не случайна. В северных районах «дикой» означает глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший.

«Диковать» значит дурить, блажить, сходить с ума, дурачиться.

Марфа Игнатьевна Кабанова - купеческая вдова, еще более значительное лицо в городе. Это живое воплощение деспотизма. Она скрывает свою жестокую сущность под маской внешнего, обрядового, благочестия.

Марфа - «наставница», Игнатий - «неизвестный, сам себя поставивший». Кабаниха - «дикая свинья, отличающаяся свирепостью нрава». Прозвище Кабаниха могло быть произведено также и от слова «кабан» в значении «глыба льда», очень распространенного в верховьях Волги.

Борис Григорьевич - племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный.

Тихон Иванович Кабанов - Тихон созвучно слову «тихий», купеческий сын, скромный, добрый, но весьма недалекий, робкий, бесхарактерный по натуре, к тому же вконец забитый своей деспотичной матерью.

Катерина (по-гречески всегда чистая) - жена Тихона, олицетворение огромной волевой силы, красоты, нежности.

Глаша - «девка в доме Кабановой». Глаша (по-гречески гладкая) - толковая, рассудительная, сострадательная девушка.

Варвара - в переводе с греческого грубая. Эта героиня довольно проста духовно, груба. Ее принцип - «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Кулигин - мещанин, «самоучка-механик». Островский дал герою знаменитое имя Кулибина, известного русского изобретателя. Он олицетворение народной талантливости и творческого ума.

Ваня Кудряш - конторщик Дикого. Это человек острого, наблюдательного ума, волевого склада, своеобразного чувства собственного достоинства и грубоватого простодушия.

2-я группа:

Одна из замечательных особенностей пьесы состоит в органическом сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового.

Критикуя старое, драматург рисует обличительно-сатирические образы, а утверждая новое, создает положительные образы. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский отчетливо делит ее действующих лиц на две основные группы: утеснителей и утесняемых, палачей и жертв, деспотов и протестующих. Всех действующих лиц пьесы исходя из их положения в городе можноразделть на группы.

3-я группа:

Образ города глазами действующих лиц пьесы.

Учитель:

А.Н.Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира проходит через всю пьесу. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. Новости из большого мира доходят до них только благодаря рассказам странницы Феклуши. И о своем прошлом они сохранили лишь смутные, утратившие связь и смысл предания.

Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.

Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции - страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний (событийный), но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.

После подведения итогов работы групп, после вывода предлагается составить синквейн. Пример:

Город Калинов

Купеческий, ограниченный

Властвуют, боятся, существуют

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Капкан.

Вопросы и задания для обсуждения по образу Катерины:

1.Почему мы не можем назвать ее ни "жертвой", ни "хозяйкой"? Ответ в чертах ее характера.

2.Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

3.Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала".

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".

Атмосфера дома -- страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное под.чинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное -- жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное -- подчинить, не дать жить по-своему

Вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

1.В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? Любовь -- это и есть стремление жить по законам своей души.

2. В чем сложность внутреннего состояния героини? Любовь к Борису -- это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви -- это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви -- это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.

3.Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Сцена с ключом: "Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его". Сцена свидания: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Сцена прощания: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь -- всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

1.Докажите, что смерть Катерины -- это протест. Гибель Катерины -- это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

2.Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Вывод: Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только и не сломалась под давлением "темного царства", смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Домашнее задание: Образ Катерины глазами героев пьесы.

Индивидуальное домашнее задание: Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

Каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. Все люди не похожи друг на друга, именно поэтому в одной и той же ситуации каждый ведет себя по-разному. Драма Островского «Гроза» показывает нам сложный замкнутый мир людей, патриархальный купеческий городок, где томится и страдает несчастная девушка. Вся вина ее в том, что ей тесно и душно в этом замкнутом мирке.

Катерина бесправна и беззащитна, впрочем, это было совершенно нормальным явлением согласно домостроевским порядкам. Молодая жена в доме своего мужа имела множество обя-занностей, а права ей попросту не полагались.
Катерина не умеет притворяться и обманывать, и это ее главное отличие от окружающих. Она покладиста и послушна, однако ей слитком тяжело выносить постоянные придирки и упреки. Искренняя, наивная и непосредственная, Катерина доверчиво открывает себя миру. Она не ждет от людей подлости, злобы, жестокости. Она словно не понимает, в каком мире живет.
Впрочем, если быть точным, то Катерина, действительно, не сразу понимает, в каком мире оказалась. Ее жизнь в родительском доме была беззаботной, счастливой и легкой. Окруженная заботой и любовью, Катерина жила так, как хотела. И эта «вольница» разом закончилась. Жизнь в доме мужа не имеет для Катерины ни единого светлого момента. Конфликт Катерины и «темного царства» нарастает медленно, но верно. В результате происходит настоящий «взрыв». Дело заканчивается гибелью девушки.
Можно сравнить Катерину с Варварой. Казалось бы, они близки по возрасту и к тому же происходят из купеческих семей. Однако Варвара умеет притворяться и лгать, а Катерина пет. С детства ее оберегали от работы. А получается, Что она выросла в атмосфере, далекой от реальной жизни. Если Варвара обладает развитым инстинктом самосохранения, понимает, как нужно себя вести, чтобы избежать проблем, то Катерина не обладает этими знаниями и умениями. Она похожа на ребенка, который абсолютно беззащитен.
Катерина вызывает сочувствие и симпатию в отличие от всех остальных персонажей драмы. Она совершенно одинока, так как не находит ни у кого поддержки. Слабовольный и бесхарактерный ее муж во всем слушается мать, все остальные также больше заняты своей жизнью. Душевные страдания, чувство непонятое™ и одиночества бросает Катерину в объятья Бориса. Эмоциональная и впечатлительная Катерина пытается найти спасение в любви. А что еще может попытаться сделать женщина, смысл жизни для которой - возможность полностью раствориться в любимом мужчине? Замужество не дает Катерине такой возможности, поэтому она вынуждена решиться на измен).
Катерину нельзя осуждать, она добра, мечтательна, романтична. Ее воображение кажется удивительным для простой необразованной девушки из купеческой семьи. Душевная пустота, пошлость, ханжество, ложь и ненависть - вот отличительные черты той среды, в которой девушка оказалась. Все ее лучшие качества никому не нужны. Доброту, любовь, нежность, чувствительность никто не смог оценить. Окружающие воспринимают Катерину как пещь, которая не имеет души и сердца. И, одинокая, несчастная, она не находит другого выхода, кроме самоубийства.

Уральский государственный педагогический университет

Контрольная работа

по русской литературе 19(2) века

студентки IV курса заочного отделения

ИФК и МК

Агаповой Анастасии Анатольевны

Екатеринбург

2011

Тема: Образ города Калинова в «Грозе» А. Н. Островского.

План:

  1. Краткая биография писателя
  2. Образ города Калинова
  3. Заключение
  4. Список литературы
  1. Краткая биография писателя

Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября в селе Вилия Волынской губернии в семье рабочего. Работал помощником электромонтера, с 1923 г. - на руководящей комсомольской работе. В 1927 г. прогрессирующий паралич приковал Островского к постели, а год спустя будущий писатель ослеп, но, «продолжая сражаться за идеи коммунизма», решил заняться литературой. В начале 30-ых годов был написан автобиографический роман «Как закалялась сталь» (1935) - одно из хрестоматийных произведений советской литературы. В 1936 г. был опубликован роман «Рожденные бурей», который автор закончить не успел. Умер Николай Островский 22 декабря 1936 года.

  1. История создания повести «Гроза»

Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке .

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» (5), есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. - это актриса Любовь Павловна Косицкая , с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин . А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей - все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

3. Образ города Калинова

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза». «Гроза» - есть, без сомненья, самое решительное произведение Островского.

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Находится он на высоком берегу Русской реки Волги. Волга - великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.

Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. В столице быстро меняется жизнь, а здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому каждого принимают за чужеземца, как заморскую диковинку.

Герои «Грозы» живут, даже не подозревая, насколько уродливо и темно их существование. Для одних их город – «рай», и если он не идеален, то хотя бы представляет собой традиционное устройство общества того времени. Другие не приемлют ни обстановку, ни сам город, который эту обстановку породил. И при этом они составляют незавидное меньшинство, а иные сохраняют полный нейтралитет.

Жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной». В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год - настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.

Главные люди города - купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на eгo труды дaровые еще больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Считая себя во всем правыми, они уверены, что именно на них свет держится, и потому заставляют всех домашних cтpoгo выполнять домостроевские порядки и обряды. Taкой же обрядностью отличается и их религиозность: они ходят в церковь, соблюдают посты, принимают странниц, щедро одаривают их и в то же время тиранят своих домашних «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.». Внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда Дикому и Кабановой представителям «Teмнoгo царства» Города Калинова.

Драматург создает замкнутый патриархальный мир: калиновцы не ведают о существовании других земель и простодушно верят рассказам горожан:

Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала…Не умею тебе сказать, с неба, так с неба..

Феклуши:

Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала…

А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность.

Что есть далекие страны, где правят «салтан Maxнут турецкий» и «салтан Махнут персидский».

Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, иногда стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…

Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши и горожан создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество, скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый.

Жизнь города Калинова воспроизведена объемно, с детальными подробностями. На сцене предстает город, с его улицами, домами, прекрасной природой, горожанами. Читатель как бы воочию видит красоту русской природы. Здесь, на берегу вольной реки, воспетой народом, и произойдет трагедия, потрясшая Калинов. А первые слова в «Грозе» - это слова всем знакомой раздольной песни, которую поет Кулигин – человек, глубоко чувствующий красоту:

Среди долины ровныя, на гладкой высоте, цветет, растет высокий дуб. В могучей красоте.

Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…Открылась бездна звезд полна…
Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!... Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу!
Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Восторг! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита. - говорит он (5). Однако, рядом с поэзией существует совсем другая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Она раскрывается в оценках Кулигина, ощущается в разговорах персонажей, звучит в пророчествах полусумасшедшей барыни.

Единственный в пьесе просвещенный человек, Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Наивный, добрый, честный, он и не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление. Однако, именно ему автор поручает дать характеристику «темного царства».

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинции и диких нравов патриархального быта. Застой.

Четкого описания города Калинова в пьесе нет. Но, вчитываясь, можно живо себе представить очертания городка и его внутреннюю жизнь.

5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

Центральное положение в пьесе занимает образ главной героини Катерины Кабановой. Для нее город - это клетка, из которой ей не суждено вырваться. Основная причина такого отношения Катерины к городу заключается в том, что она познала контраст. Ее счастливое детство и безмятежная юность прошли, прежде всего, под знаком свободы. Выйдя замуж и очутившись в Калинове, Катерина почувствовала себя как в тюрьме. Город и царящая в нем обстановка (традиционность и патриархальность) только усугубляют положение героини. Ее самоубийство - вызов, данный городу, - было совершено на основе внутреннего состояния Катерины и окружающей действительности.
У Бориса, героя также пришедшего "извне", складывается схожая точка зрения. Вероятно, их любовь была обязана именно этому. Кроме того, у него, как и у Катерины, основную роль в семье играет "домашний тиран" Дикой, который есть прямое порождение города и является непосредственной его частью.
Вышесказанное можно в полной мере отнести и к Кабанихе. Но для нее город не идеален, на ее глазах рушатся старые традиции, устои. Кабаниха - одна из тех, кто пытается их сохранить, но остаются лишь "китайские церемонии".
На почве разногласий героев и вырастает основной конфликт - борьба старого, патриархального и нового, разума и невежества. Город породил таких людей, как Дикой и Кабаниха, они (и такие, как они, зажиточные купцы) правят балом. А все недостатки города подпитываются нравами и средой, которые в свою очередь поддерживают всеми силами Кабаниха и Дикой.
Художественное пространство пьесы замкнуто, оно заключено исключительно в городе Калинове, тем труднее найти путь для тех, кто пытается из города вырваться. Кроме того, город статичен, как и его основные жители. Поэтому так резко с неподвижностью города контрастирует бурная Волга. Река воплощает движение. Городом же любое движение воспринимается крайне болезненно.
В самом начале пьесы Кулигин, который в некотором отношении схож с Катериной, говорит об окружающем пейзаже. Он искренне восхищается красотой природного мира, хотя Кулигин отлично себе представляет внутреннее устройство города Калинова. Видеть и восхищаться окружающим миром дано не многим персонажам, особенно в обстановке "темного царства". Например, Кудряш ничего не замечает, как старается и не замечать царящих вокруг жестоких нравов. Природное явление, показанное в произведении Островского, - гроза также рассматривается жителями города по-разному (кстати, по утверждению одного из героев, гроза - частое явление в Калинове, это дает возможность причислять ее к пейзажу города). Для Дикого гроза - данное людям на испытание Богом событие, для Катерины - это символ близкого конца ее драмы, символ страха. Один Кулигин воспринимает грозу как обыкновенное природное явление, которому можно даже радоваться.

Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник. Так было почти везде по России. Вот в таком доме раньше жила и Катерина. Она вспоминает: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькойв церковь...»
Церковь - это главное место в любом селении в России. Люди были очень набожны, и церкви отводилась самая красивая часть города. Она строилась на возвышении и должна была быть видна отовсюду в городе. Калинов не был исключением, и церковь в нем была местом встреч всех жителей, источником всех разговоров и сплетен. Прогуливаясь у церкви, Кулигин рассказывает Борису о порядках здешней жизни: «Жестокие нравы в нашем городе, - говорит он - В мещанстве, сударь, кроме грубости да бедности начальной, вы ничего не увидите» (4). Деньги делают все - вот девиз той жизни. И тем не менее, любовь писателя к таким городам, как Калинов, чувствуется в неброских, но теплых описаниях местных пейзажей.

"Тишина, воздух отличный, из-за.

Волги слугов цветами пахнет, небочистое..."

Так и хочется очутиться в том месте, пройти по бульвару вместе с жителями. Ведь бульвар - это тоже одно из основных мест маленьких,- да и больших городов. На бульвар вечером выходит на прогулку все сословие.
Раньше, когда не было музеев, кинотеатров, телевидения, бульвар был главным местом развлечений. Туда мамаши вывозили своих дочерей, как на смотрины, семейные пары доказывали крепкость своего союза, а молодые люди выискивали себе будущих жен. Но тем не менее, жизнь обывателей скучна и однообразна. Людям с живой и чувствительной натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в тягость. Она засасывает, как трясина, и выбраться из нее, изменить что-то нет никакой возможности. На этой высокой ноте трагизма и заканчивается жизнь главной героини пьесы Катерины. «В могиле лучше», - говорит она. Выбраться из однообразия и скуки она смогла только таким способом. Завершая свой «протест, доведенный до отчаяния», Катерина заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других жителей города Калинова. Такое отчаянье выражается по-разному. Оно, по

обозначению Добролюбова, укладывается в различные типы общественных столкновений: младших со старшими, безответных со своевольными, бедных с богатыми. Ведь Островский выводя на сцену жителей Калинова, рисует панораму нравов не одного города, а всего общества, где человек зависит только от богатства, дающего силу, будь он глупец или умница, дворянин или разночинец.

Само название пьесы имеет символический смысл. Гроза в природе воспринимается по- разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она - «благодать», которой «каждая... травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна

В «Грозе» драматург часто использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно в самом сюжете, в изображении картин природы. Особенно ярко проявляется прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц - Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения грозы в первом и четвертом действиях.

  1. Заключение

Островский в своей пьесе показал город вымышленный, но выглядит он предельно достоверно. Автор с болью видел, на сколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.

Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.

Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции - страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний, но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.

«Гроза» - драмма с трагической развязкой, автор использует сатирические приемы, на основе которых складывается негативное отношение читателей к Калинову и его типичным представителям. Особенно вводит сатиру, чтобы показать невежество и необразованность калиновцев.

Таким образом, Островский создает образ традиционного для первой половины 19 века города. Показывает автор глазами его героев. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось. Так с помощью разных точек зрения героев пьесы «Гроза» Островский создает полную картину уездного купеческого города Калинова.

  1. Список литературы
  1. Анастасьев А. «Гроза» Островского. «Художественная литература» Москва, 1975.
  2. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. Москва, Просвещение, 1986.
  3. Лобанов П. П. Островский. Москва, 1989.
  4. Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.

5. Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.

6. http://referati.vladbazar.com

7. http://www.litra.ru/com

Действие драмы Островского "Гроза" разворачивается в провинциальном городе Калинове. Это купеческий город с твердыми патриархальными устоями. Жители Калинова видят свой город и среду, царящую в нем, по-разному и, соответственно, делятся на несколько категорий. Для одних их город - "рай", и если он не идеален, то хотя бы представляет собой традиционное устройство общества того времени. Другие не приемлют ни обстановку, ни сам город, который эту обстановку породил. И при этом они составляют незавидное меньшинство. А иные сохраняют полный нейтралитет.
"Гроза" - это пьеса, и, следовательно, авторскую позицию по отношению к городу определить труднее, ведь своих слов он не имеет. Поэтому город Калинов можно увидеть только глазами его обитателей, через их речь.
Центральное положение в пьесе занимает образ главной героини Катерины Кабановой. Для нее город - это клетка, из которой ей не суждено вырваться. Основная причина такого отношения Катерины к городу заключается в том, что она познала контраст. Ее счастливое детство и безмятежная юность прошли, прежде всего, под знаком свободы. Выйдя замуж и очутившись в Калинове, Катерина почувствовала себя как в тюрьме. Город и царящая в нем обстановка (традиционность и патриархальность) только усугубляют положение героини. Ее самоубийство - вызов, данный городу, - было совершено на основе внутреннего состояния Катерины и окружающей действительности.
У Бориса, героя также пришедшего "извне", складывается схожая точка зрения. Вероятно, их любовь была обязана именно этому. Кроме того, у него, как и у Катерины, основную роль в семье играет "домашний тиран" Дикой, который есть прямое порождение города и является непосредственной его частью.
Вышесказанное можно в полной мере отнести и к Кабанихе. Но для нее город не идеален, на ее глазах рушатся старые традиции, устои. Кабаниха - одна из тех, кто пытается их сохранить, но остаются лишь "китайские церемонии".
Иное положение занимает странница Феклуша. Повидавшая много на своем веку, она находит город Калинов чудесным, тихим и спокойным пристанищем, чуть ли не раем, без волнений и суеты больших городов, которые вызывают в ней суеверный ужас.
На почве разногласий героев и вырастает основной конфликт - борьба старого, патриархального и нового, разума и невежества. Город породил таких людей, как Дикой и Кабаниха, они (и такие, как они, зажиточные купцы) правят балом. А все недостатки города подпитываются нравами и средой, которые в свою очередь поддерживают всеми силами Кабаниха и Дикой.
Художественное пространство пьесы замкнуто, оно заключено исключительно в городе Калинове, тем труднее найти путь для тех, кто пытается из города вырваться. Кро

Ме того, город статичен, как и его основные жители. Поэтому так резко с неподвижностью города контрастирует бурная Волга. Река воплощает движение. Городом же любое движение воспринимается крайне болезненно.
Конкретного пейзажа города Калинова в драме "Гроза" нет, мы лишь знаем, что он расположен на берегу Волги. Только в самом начале пьесы Кулигин, который в некотором отношении схож с Катериной, говорит об окружающем пейзаже. Он искренне восхищается красотой природного мира, хотя Кулигин отлично себе представляет внутреннее устройство города Калинова. Видеть и восхищаться окружающим миром дано не многим персонажам, особенно в обстановке "темного царства". Например, Кудряш ничего не замечает, как старается и не замечать царящих вокруг жестоких нравов. Природное явление, показанное в произведении Островского, - гроза также рассматривается жителями города по-разному (кстати, по утверждению одного из героев, гроза - частое явление в Калинове, это дает возможность причислять ее к пейзажу города). Для Дикого гроза - данное людям на испытание Богом событие, для Катерины - это символ близкого конца ее драмы, символ страха. Один Кулигин воспринимает грозу как обыкновенное природное явление, которому можно даже радоват
ься.
Несмотря на то, что "Гроза" - драма с трагической развязкой, автор использует сатирические приемы, на основе которых складывается негативное отношение читателей к Калинову и его типичным представителям. В основном это используется в речи самих же героев, над которыми иронизирует Островский. Он вводит сатиру, чтобы показать невежество и необразованность калиновцев. Например, смешными нам кажутся рассказы о заморских странах Феклуши или незнание Диким такого понятия, как электричество.
Таким образом, Островский в своем произведении создает образ традиционного для первой половины XIX века города. Показывает это автор глазами его обитателей, которые делятся на несколько групп: герои, всеми силами ненавидящие замкнутый и чужой окружающий мир; герои, которые стали его неотъемлемой частью, для них обновление города (ведь "последние времена" настали) равносильно самой ужасной катастрофе; третья группа - герои, жизнь города которых не волнует, новое ли, старое ли - им все равно, на их стороне хитрость и ложь. Из характеристики героев вытекает их отношение к городу. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось. По сути, Калинов тот же "лес" только купеческий. Так с помощью разных точек зрения героев автор создает полную картину уездного купеческого города.

Найти все анализы рассказа А.Н. Островского «Гроза» Сочинения по А.Н. Островскому Сочинения по произведению «Гроза»

Театральный сезон 1859 года ознаменовался ярким событием - премьерой произведения «Гроза» драматурга Александра Николаевича Островского. На фоне подъема демократического движения за отмену крепостного права его пьеса была более чем актуальной. Ее сразу по написании буквально рвали из рук автора: законченная в июле постановка спектакля шла на петербуржской сцене уже в августе!

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале - в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет - беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно - «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать...

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против "темного царства" - суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Калинов как царство несчастных людей

Образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане - купцы - отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова - Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», - как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Островский - Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж - город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они - неотъемлемая часть «темного царства».

Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что "темное царство" в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи... Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Статьи по теме