Сообщение на тему история архитектуры. Архитектура. Виды архитектуры. Органическая архитектура и регионализм
Архитектура
как
искусство
зародилось много
веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с
только что историей самого человечества. Слово «архитектура»
в
переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые и
прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего
человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую
ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности.
Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная , результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.
Каждая человеческая
цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.
История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:
История архитектурного искусства:
Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек
и модерн
. Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.
Архитектура
как искусство строительства
,
которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:
- Архитектура объемных
сооружений . Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы,
стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и
заводы и пр.); - Ландшафтная архитектура
. Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы,
бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок,
мостиков, фонтанов, лестниц; - Градостроительство
. Оно охватывает
создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских
районов.
Каждое отдельное здание или
их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже
небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать
непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них
определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои
архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению,
чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный
лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной
композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные
части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра»
архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя
является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой,
спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием
здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием
в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:
- симметричная и
асимметричная композиция; - горизонтальный и вертикальный ритм;
- освещение и цвет.
Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.
Современное искусство архитектуры основано на полной свободе мнений и идей, приоритетные направления и как
таковой стиль практически отсутствуют, а все концепции, по которым идет
развитие, имеют свободу и равноправие. Творческая фантазия сегодняшних
архитекторов ничем не ограничена, а в полной мере предоставленные возможности
сделать нашу жизнь выразительнее и ярче воплощаются в современных зданиях с
неуловимой быстротой.
4. Архитектура как вид искусства
Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль.АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, отгреч.аrchitecton - строитель), зодчество – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.Также – искусство формировать эту пространственную среду, создавая новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материалов для наружного и внутреннего применения, проектирование системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения; электро- и водоснабжение; декоративное оформление.Каждое из сооружений имеет определённое назначение: для жизни или труда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям – это их обязательные свойства.
Виды архитектуры
Различают три основных вида архитектуры:
Архитектура объёмных сооружений.Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);
Ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)
Градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.
Стили архитектуры
Архитектура тесно связана с жизнью общества, её взглядами и идеологией.В основе древнегреческой архитектуры лежит идея совершенного, физически и духовно развитого человека. Античные архитекторы все свои здания строили согласно пропорциям человеческого тела, воплощающего гармонию, противостояние стихии природы, величественную ясность и человечность«Стиль эпохи» (романский стиль, готика, и т.д.) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно ещё легко приспосабливается к перемене стиля.
Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ - обычно признаются равноправными и равнозначными.Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному, и резко – от сложного к простому.Романский стиль сменяется готическим в течении более ста лет – от середины ХІІ в. до середины ХІІІ в. простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложнённый готический стиль.В пределах готики затем зреет ренессанс.С возникновением ренессанса снова наступил период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого: ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах заменил ампир.
Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный.
Архитектура родного края
Архитектура Гродненской области
Борисоглебская (Коложская) церковь, памятник древнерусскойархитектурывторой половиныХІІ в.
Мирский замок, включенный в Список ЮНЕСКО, Лидский замок (XIV–XV вв.)
Архитектура Минской области
Архикафедральный костёл Пресвятой Девы Марии (вторая половина XVII–началоXVIIIвв.)
Костёл Святых Симеона и Елены (Красный костёл) - памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908 – 1910 гг.)
Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVII–XVIIIв.)
Костёл бернардинцев в д. Будслав Мядельского района, памятник архитектуры барокко (XVIIIв.)
Архитектура Витебской области
Софийский собор, памятник архитектуры XI –XVIIIвв.
Спасо-Евфросиньевская церковь, памятник древнерусской архитектуры (1152 – 1161 гг.). На ее стенах и колоннах сохранились уникальные фрески.
Литература:
1. Герчук Ю.Л. Основы художественной грамоты. –М., 1998
2. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Мн., 2004
3. Кастерин Н.П. учебное рисование. –М.: Просвещение, 1996
4. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў па архітэктуры, выяўленчаму дэкаратыўна-прыкладному мастацтву. – Мн., 2001
5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. –М.: Просвещение, 2007
Архитектура
Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.
Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино - развлекаетесь; в садах, парках и дворах - отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.
Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий - каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает "старший строитель".) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.
Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами - пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение - три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае - для жилья, в другом - для показа спектаклей, в третьем - для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование - красота.
Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой - в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое - строгий, третье - лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.
Яркий период в истории русского зодчества -середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700-1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли - Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.
30.01.2019
Ferrari World
- самый огромный закрытый тематический объект в мире. Его длина достигает 700 м, общая площадь - 176 тыс. кв.м. Располагается в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).
Burj Dubai - самое высокое в мире строение, разработанное Skidmore, Owings and Merrill. Располагается в Дубаях (ОАЭ). На официальной церемонии открытия было переименовано в Бурдж Халифа в честь шейха и одновременно президента ОАЭ Халифа ибн Заид ан-Нахайян.
- во всей красе! Проект представлен бюро Kobi Karp. Строительство планируется на Уотсон-Айленд (США, Майами). Анонс проекта гласит, что данная башня, имеющая высоту 975 метров, сможет спокойно снять корону с Дубаев. По официальным данным, 160-этажный эко-город Миаполис будет выше известного дубайского гиганта Бурдж-Халифа более чем на 183 метров. Здание будет включать бесчисленное множество развлекательных и жилых помещений.
Кливлендская клиника является центром здоровья мозга Лоу Руво. Оригинальное название - . Необычное строение располагается в Лас-Вегасе (США). Автор проекта - Фрэнк Гери. Проект состоит из двух блоков, и оценивается в 100 миллионов долларов. В одном крыле расположен исследовательский центр, в другом находятся палаты для пациентов.
- небоскреб-водопад, башня «Солнечный город». Строится к Олимпиаде 2016 года, которая будет проходить в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Проект разработан именитым швейцарским бюро RAFAA Architecture and Design. Он обязуется стать «восьмым чудом света». Функции башни состоят в обеспечении экологически чистой электроэнергией близлежащей Олимпийской деревни наряду с многомиллионным городом. Более того, на высоте 105 метров в Solar City Tower будут располагаться кафе и магазины. На крыше будет оборудована смотровая площадка, где можно любоваться панорамой Рио-де-Жанейро вместе с простирающимся ниц бездонным океаном. Для любителей экстремального отдыха предусмотрена платформа для банджи-джампинга.
- дом, разработанный Senosiain Arquitectos бюро. Находится в Мексике. Построен в стиле биорхитектура по просьбе молодой пары. Дом имеет, благодаря чему молодые люди с двумя детьми теперь живут в сказочном «подводном царстве».
- один из самых шикарных отелей мира, который построен в Сингапуре (Юго-Восточная Азия). В отеле находится самое крупное казино мира, стоимостью порядка восьми миллиардов долларов. Марина Бэй Сэндз состоит из трех вертикальных башен, которые в свою очередь соединены развлекательным парком в виде корабля. Парк-корабль простирается на 340 метров в длину и способен вместить 3900 гостей. Реализатором проекта является компания Las Vegas Sands.
- национальный музей, что находится в Абу Даби (ОАЭ). Проект музея создан бюро Foster + Partners и посвящен президенту Объединенных Арабских Эмиратов, как исторический памятник, приуроченный к социально-экономическим переменам, инициатором которых считается сам Зайед бин Султан аль Найян - шейх и президент ОАЭ в одном лице.
- самая экстремальная смотровая площадка в мире, которая находится на горе Остерфельдеркопф (Альпшпитц, Германия). С площадки AlpspiX открывается захватывающий дух вид. Километровая высота, два обоюдно пересекающихся стальных луча, ощущение свободного полета над пропастью...
Хотя смотровая площадка была построена не так давно - в октябре 2010 года, тем не менее, за этих несколько лет она полюбилась туристам и даже стала своеобразной Меккой для любителей экстремальных ощущений.
располагается в Дубаи (ОАЭ). Мэйдан Сити - это девелоперский проект Meydan Group LLC, площадь которого достигает 18,6 млн. квадратных метров. Проект являет собой комплекс для скачек, отель и ряд помещений для мероприятий развлекательного характера.
Необычная современная архитектура, оформленная студией дизайна SAMOO , являет собой эко проект Южнокорейского Национального Института Экологии. Территориальная площадь составляет 33 тыс. квадратных метров. Архитектурное строение почетно носит звание мозгового центра страны.
Сhicago Spire - проект знаменитого архитектора Santiago Calatrava (Чикаго, США). Высота небоскреба достигает отметки в 609 метров (150 этажей). Чикагский шпиль по форме напоминает сверло, включает 1193 квартиры, особенность которых состоит в трехметровых потолках и окнах во всю стену.
Проект эко крыши для рынка, что находится в Сеуле (Южная Корея). Разработчики: бюро Samoo Architects & Engineers. Цель проекта - упразднить неприятные запахи и постоянный шум, создаваемый снующими мимо автомобилями.
- станция подземки (Лондон, Великобритания).
- телебашня, что располагается в городе Гуанчжоу (КНР). Высота Кантона - 610 метров. На сегодняшний день это рекордная высота среди телевизионных башен. Башня-рекордсмен побила рекорд еще до недавних пор самой высокой башни CN (Торонто, Канада).
- энерго-пассаж, выполненный в лучших традициях современной мировой архитектуры. Проект, что находится в итальянском городе Перуджа, был разработан бюро Coop Himmelb(l)au. Перед вами не просто причудливая крыша, оттеняющая знаменитую пешеходную улицу города, но также энерготурбина, функционирующая за счет солнца и ветра.
являет собой центр современного искусства. Это исполинских размеров здание разработала знаменитый архитектор, женщина, чьё творчество почитают во всех странах мира. Место дислокации: Кальяри, итальянский регион Сардиния.
- архитектурный проект команды Dynamic Architecture, представлен в виде вращающейся башни (Дубаи, ОАЭ).
Центральный офис именитой компании-гиганта по производству автомобилей BMW , что находится в Мюнхене (Германия). Авторы проекта - коллектив бюро Coop Himmelb(l)au.
- галерея, что находится в административном центре Эдмонтон (Канада). Проект создан Randall Stout Architects.
Bella Sky Hotel - дизайнерский отель, олицетворяющий собой оригинальную современную архитектуру. Находится в Копенгагене (Дания). Наклон башен самого большого отеля Скандинавии составляет 15 градусов. Примечание: только представьте, знаменитая падающая пизанская башня склонилась на 3,97 градуса.
- гамбургская филармония (Германия), проект бюро Herzog & de Meuron. Здание, построенное на берегу Эльбы, включает 3 концертных зала, гостиницу, 45 квартир и общественную площадку под названием Плаза. Последняя находится на 37-метровой высоте над водой. Панорамный обзор на 360° градусов.
Такими яркими и многогранными проектами из года в год нас радуют передовые архитектурные бюро. Думаю, такая современная архитектура мирового масштаба навевает вам только положительные эмоции, но никак не наоборот. Безусловно, есть чему позавидовать, вглядываясь в эти необычные архитектурные шедевры современности и близлежащего будущего. Как бы там ни было, коллектив бюро проекта желает вам вдохновенных архитектурно-дизайнерских идей и, конечно же, их реализации!
Архитектура современного города складывается созвучно постоянному развитию урбанистической культуры, индустрии, росту общества. Социальный и технологический прогресс ускоряют и стимулируют дальнейшее развите старых городов и появление новых.
Архитектура города: немного общих сведений
Городское строительство призвано расширять инфраструктуру и жизненное пространство человека, создавать новые архитектурные комплексы. Другая, не менее важная его роль - сохранение исторически сложившегося облика города, поддержание его самобытной атмосферы.
Архитектура современного города включает в себя и благоустройство. Его цель - создание и улучшение условий для жизни горожан, сохранение природных ресурсов в рамках определенной территории.
Многие постсоветские города были выстроены по типовым проектам и потому до сих пор во многом похожи между собой. Однообразную советскую застройку можно встретить в каждой стране СНГ, будь то Казахстан, Армения или Россия. Но есть один город, с чьим уникальнейшим обликом мечтают познакомиться тысячи и тысячи людей всего мира, - это Москва.
Архитектура города Москвы
Москва - «центр мира», привлекающий к себе ежегодно многотысячные потоки туристов. Московскую архитектуру можно назвать своего рода исторической летописью, запечатлевшей победы и поражения, горести и радости всей долгой жизни столицы.
Для столичной архитектуры характерно направлений и образов, происходящее на протяжении столетий. Все события, происходящие на исторической сцене страны, так или иначе отразились в облике нашего города. 15-й век надолго запечатлел себя каменным зодчеством Успенского собора и Кремля. Правление Екатерины Великой запомнилось рождением классицизма - Сенат, Большой Театр, Дом Пашкова и Царицынский путевой дворец.
После Отечественной войны 1812 года столица строилась заново. Исторический музей, стали памятником тех времен. В 20-м веке появился модерн, его образцами считаются гостиницы «Националь», «Метрополь», Ярославский вокзал. 21-й век породил ультрасовременную архитектуру с ее небоскрёбами, торговыми центрами и многоэтажными офисами, которые по-своему украшают и дополняют многогранный
Современное зодчество как искусство
Формированием внешнего жизненного пространства людей через строительство новых и поддержание прежних строений занимается архитектура современного города. Искусство это включает три основных аспекта:
- Градостроительство - создание и реконструкция зданий.
- Архитектура объёмных сооружений - проектирование жилых и промышленных предприятий.
- Ландшафтная архитектура - обустройство скверов, парковых зон, общественных садов.
Кроме того, архитектурная среда оказывает сильное эмоциональное воздействие на жителей. Наряду с другими факторами, она способствует развитию патриотического чувства.
Направления современной архитектуры
В разных странах архитектура современного города называется по-разному. У нас ее называют «модерн», в Германии «югендштиль», во Франции «арт-нуво». Модерн, как архитектурное течение, сформировался в конце 19-го - начале 20-го века. Для него характерен протест против устоявшегося, архаичного облика зданий. При строительстве в этом стиле впервые начали применяться сталь, бетон, стекло, впоследствии пластик и другие технологичные материалы. Этот стиль отличает не только внешняя эстетичность и продуманная функциональность. Следующим после модерна, в 20-х годах 20-го века, сформировался конструктивизм, вобравший в себя «душу» победившего пролетариата. Его основная задача - служить новому производству. При строительстве в основном использовался железобетон. По проектам конструктивистов создавались не только заводы и фабрики, но и жилые дома, школы, больницы, клубы.
Конец 40-х годов обозначен появлением минималистического направления в архитектуре, своего пика он достиг к 1960-м годам. Кредо минималистов - «Ничего лишнего!». Строения этого времени лаконичны, в них нет декора и иных излишеств. Главная идея проектировщиков-минималистов - поиск идеальной пропорции, сочетание комфорта и функциональности, в понимании того времени. Развитие современной архитектуры на этом не остановилось. Вскоре минимализм изжил себя, и на смену ему пришел современный стиль хай-тек, на многие годы укрепившийся в городском зодчестве.
Хай-тек - архитектура современного города
На формирование данной идеи оказали влияние новые технологии, сопровождающие Металл, стекло, ультрасовременные материалы и конструкции, монолитные формы, мощь и сила, воплощенная в зданиях, - это и есть стиль хай-тек. В него входят три поднаправления: индустриальный, бионический и геометрический хай-тек.
Индустриальное направление характеризуется своеобразной откровенностью дизайна. Оно выставляет напоказ все коммуникации, соединения, перекрытия, создавая на их основе декоративные и функциональные конструкции.
Геометрический хай-тек - это разнообразные геометрические формы, сочетание и сплетение самых неожиданных и необычных конфигураций.
Для бионического хай-тека характерно подражание облику живой природы, гармонизация внешнего вида зданий и жилищ с помощью плавных переходов и линий, свойственных тем, что распространены в природе.
Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.
Архаичная архитектура
Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).
Античный стиль
Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.
Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)
Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.
Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.
Романский стиль
Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.
Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.
Архитектура
Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.
Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино - развлекаетесь; в садах, парках и дворах - отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.
Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий - каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает "старший строитель".) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.
Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами - пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение - три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае - для жилья, в другом - для показа спектаклей, в третьем - для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование - красота.
Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой - в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое - строгий, третье - лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.
Яркий период в истории русского зодчества -середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700-1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли - Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5.km.ru/
Как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.
Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.
Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама , эстетика феодализма , рыцарства , буржуазии , крестьянства , советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.
Архитектура (греч. αρχη — здесь: основа , происхождение ; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура - это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».
Специфика архитектуры как вида искусства:
1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность , польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.
2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.
3) Архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.
4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж .
5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.
6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.
Особенности архитектурного образа .
1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура - идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм - идея стремления к Богу , к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.
2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.
3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)
Разновидности архитектуры :
1) зодчество - художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;
2) архитектура малых форм - художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;
3) архитектура крупных форм - монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).
Материал архитектуры - дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.