Бабушка из сисима, или первый приезд виктора астафьева в игарку. Бабушка – олицетворение детства в прозе В. П. Астафьева

Виктор Петрович Астафьев (01.05.1924 - 29.11.2001) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1995, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-е-1970-е годы. С одной стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, мало-помалу открывавшей истинную картину коллективизации и ее долгих, последовательных и разорительных результатов. С другой - война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. — Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1183 - здесь очень подробно и интересно рассказано о жизни Виктора Петровича. Лучше мне на страницах Интернета не попадалось.

Мемориальный комплекс Астафьева в Овсянке открыт 1 мая 2004 года. Это филиал Красноярского краевого краеведческого музея.

В комплекс входит: музей повести "Последний поклон" (больше известный как- Дом бабушки Е.П.Потылицыной), храм святителя Иннокентия Иркутского, библиотека-музей В.П. Астафьева и дом-музей В.П. Астафьева.

Библиотека-музей В. П. Астафьева.
Построена в 1975 году по проекту архитектора А.С. Демирханова на деньги Виктора Петровича.
Здесь хранится личный фонд писателя: рукописи, книги с автографами, фото-, видео- и другие документы. Книжный фонд библиотеки насчитывает более 33 тыс. томов, его гордостью является уникальная коллекция дивногорского художника и библиофила В.И. Набокова, включающая редкие книги по искусству и автографы писателей XX в. С 1999г. библиотекой ведется научная работа по изучению и сохранности истории поселка Овсянка.

Дом-музей В.П. Астафьева.
Дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год, стоит на узкой улочке Щетинкина. Горница, кабинетик, небольшой огород. Человеку, избалованному городской жизнью, такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, что истинно великий человек скромен. В этом доме Виктор Петрович жил каждое лето (остальное время Виктор Петрович и Мария Семеновна жили в своей квартире в Акадмгородке). Здесь были написаны: «Печальный детектив» (1987), «Зрячий посох» (1988), «Прокляты и убиты» (1993-1994), «Так хочется жить» (1995), многочисленные рассказы, “Веселый солдат”, “Обертон”. В общей сложности он создал 373 произведения. Этот маленький домик видел много гостей. Здесь пили чай президенты Горбачев, Ельцин, писатели Солженицын и Распутин, режиссер Михалков, и много других известных людей.

Во дворе, в окружении кедров и яблонь, посаженных Виктором Петровичем, на невысоком постаменте установлена бронзовая скульптурная композиция (авторы - скульптор В. Зеленов и художник В. Гирич): писатель сидит с женой и другом Марией Семёновной на бронзовой скамеечке напротив дома. Мария Семеновна глядит на мужа восторженно - находясь в тени гениального мужа, она писала свои книги. Сам мастер улыбающийся, распахнутый, широкий, доступный и простой, со стороны задумчивый - такой, каким его знали друзья.
Возле скульптуры раскинулся широкий кедр, который писатель посадил и за которым ухаживал всей душой. Виктора Петровича не стало в последних числах ноября, и на следующую весну кедр, посаженный его руками, заболел. Как ни старались смотрители дома, спасти затосковавшее дерево не удавалось до той поры, пока рядом с ним не возник небольшой бронзовый памятник Виктору Петровичу и Марии Семеновне. И кедр ожил, зазеленел вновь, начал плодоносить.

В доме Астафьева был тщательно воссоздан кабинет писателя и горница. Здесь сохранены подлинная обстановка и личные вещи писателя

Гостевой домик (всего одна небольшая комната, но очень светлая и уютная) :

К 90-летию со дня рождения Астафьева, весной 2014 г., в мемориальном комплексе завершилась очередная реконструкция: были открыты два дополнительных здания, в которых разместили выставочный и зрительный залы с площадкой для выступлений, игровую зону и зону отдыха с беседками (именно там и проводился фестиваль, на котором я побывала)

Дом бабушки Е.П.Потылицыной
Писателю не было еще и семи лет, когда его воспитанием занялась бабушка - «генерал», как называли её в деревне, Екатерина Петровна Потылицына. Самая светлая книга Астафьева «Последний поклон» посвящена воспоминаниям детства. Бабушка приучала Витю к труду: возделывали огромный огород-кормилец, который Виктор Петрович увековечил в «Оде русскому огороду». Как описал этот огород Виктор Петрович, так его и обихаживают: две-три гряды под репчатый лук, самую близкую гряду под лакомство ребятишек - морковку, помидорную грядку на самом солнечном месте, а огуречную почему-то поближе к воротам.

Когда родилась идея сделать музеем бабушкин дом, оказалось, что он не подлежит восстановлению. Было принято решение снести его и заново построить типичную усадьбу 1920—1930-х гг. Усадьба была восстановлена до мельчайших подробностей по воспоминаниям очевидцев и сочинениям писателя. Дом бабы Кати простоял 200 лет, дерево прогнило насквозь. Строители поставили точную копию старого дома по старинным технологиям: как и положено, первые четыре венца срубили из сибирской лиственницы, остальные из сосны.
Хотя подлинных вещей, принадлежащих семье Потылицыных, здесь практически нет, обстановка дома восстановлена по повести Виктора Астафьева «Последний поклон». На лестнице, ведущей в подвал, ровно 28 ступенек - как-то Витя замаялся перебирать тут картошку и с тоски посчитал ступени.

Бабушкин дом: (на фотографиях - на улице и в амбаре- накрыты столы для участников фестиваля)

А подойдя к спаленке - я аж вздрогнула: настолько родной и близкой показалась обстановка в комнате. Точно такая же машинка "Зингер" была у моей бабушки. А подзоры, наволочки, лоскутные одеяла, вышивки и самотканные дорожки словно вернулись из моего детства (всё это было в доме моих бабушки и дедушки)

Есть во дворе зимовье, стайки для скота, сараи и большой навес. Слева от ворот - погреб:

Под навесом собраны многочисленные орудия труда и предметы быта крестьян прошлого века. Большинством из этих вещей пользуются в деревнях до сих пор:

Я впервые (!) увидела деревенские сани

да и телегу не так много раз видела в своей жизни

Заведует музейным комплексом двоюродная сестра Виктора Петровича - Галина Николаевна Краснобровкина (урожденная Потылицына). Мне довелось познакомиться и поговорить с этой удивительной женщиной, истинной хранительницей наследия Астафьева.

Родился в простой рабочей семье. В семь лет остался без родителей. Отец был осужден «за вредительство». Мать утонула в реке Енисей. Воспитанием Вити некоторое время занималась бабушка – Катерина Петровна. Она стала его ангелом-хранителем. Бабушка замечала сочинительские способности мальчика, его безграничную фантазию и называла его «врушей». Это был светлый и счастливый период в детстве В. Астафьева, который он описал в автобиографической повести «Последний поклон».

В 1936 г. отец серьезно заболел, мачеха не заботилась о пасынке. Мальчик чувствовал себя брошенным и стал бродяжничать. В 1937 г. его отправили в детский дом.

В интернате учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе литературные способности и помог развить их. Сочинение о любимом озере, написанное Астафьевым, было напечатано в школьном журнале. Оно легло в основу первого рассказа «Васюткино озеро».
И.Рождественский писал о детских и подростковых годах В. Астафьева: «…был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».

Родители

Отец – Петр Павлович Астафьев

Мать – Лидия Ильинична Потылицына

Дедушка (по матери) – Илья Евграфович

Бабушка (по матери) – Екатерина Петровна

Образование

Начальное шестилетнее образование получил в г. Игарка, где жил с отцом и мачехой. Учился в школе-интернате. В Красноярске окончил школу фабрично-заводского обучения. Работал на железнодорожной станции составителем поездов.

Литературного образования В. Астафьев не получил. Но в течение жизни повышал свой профессионализм, обучаясь на московских Высших литературных курсах. Виктор Астафьев считается писателем-самоучкой.

Семья

Жена – Корякина Мария Семеновна

С будущей женой В. Астафьев познакомился на фронте в 1943 году. Она была медсестрой. Вместе пережили все тяготы военной жизни. Поженились после войны, в 1945 году, и не расставались 57 лет.

Дети: дочери – Лидия и Ирина, сын – Андрей. Первая дочь умерла в младенчестве. Вторая дочь умерла скоропостижно в 1987 г., оставив маленьких внуков Витю и Полю. Внуков в дальнейшем воспитывали бабушка Мария и дедушка Витя.

Деятельность

В 1942 году В.Астафьев добровольно ушел на фронт. Был простым рядовым солдатом. В 1943 году награжден медалью «За отвагу». В бою под сильным артиллерийским огнем четыре раза восстанавливал телефонную связь.

В послевоенные годы оказался в г. Чусовой Пермского края. Там посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». Однажды в порыве вдохновения за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Так началась его литературная работа в газете.
В конце 50-х годов вышла первая книжка рассказов для детей. Начали печататься очерки и рассказы в альманахах, журналах. В 1954 году была издана любимая повесть писателя – «Пастух и пастушка». Этот период был отмечен как расцвет лирической прозы в творчестве В. Астафьева и началом его широкой известности и популярности.

В 60-е годы семья Астафьева переехала в г. Пермь, позднее в г. Вологду. Эти годы были особенно плодотворны для писателя. К 1965 году сложился цикл «Затеси» - лирические миниатюры, раздумья о жизни, которые объединены одной мыслью автора — «убедить читателя слышать боль каждого». Пишутся повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Последний поклон».



В 70-е годы писатель все чаще обращается к воспоминаниям детства. Публикует рассказы «Пир после победы», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Гори, гори ясно» и др. Начинает работу над повестью «Зрячий посох». В этот период В. Астафьевым созданы яркие произведения: повести «Ода русскому огороду» и «Царь-рыба».

Уникальность повести «Царь-рыба» потрясла критиков того времени глубиной поставленных в произведении проблем экологии. В 1973 году журнал «Наш современник» начинает публикацию отдельных рассказов и глав из «Царь-рыбы», но с большими ограничениями в тексте. Жесткая цензура искажала первоначальный замысел автора, что огорчало В. Астафьева. Писатель отложил повесть в дальний ящик на много лет. Лишь в 1977 году «Царь-рыба» публикуется издательством «Молодая гвардия» в полной редакции автора.

В 1980 году В. Астафьев решил вернуться в родные края в г. Красноярск.

В 80-е и 90-е годы, находясь в милых сердцу местах, В. Астафьев творил с великим энтузиазмом. Создано множество новых рассказов о детских годах: «Стряпухина радость», «Пеструха», «Заберега» и др. Продолжается работа над повестью «Зрячий посох», опубликованной впервые в 1988 году и отмеченной Государственной премией СССР в 1991 году.

Пишутся главы повести о детстве «Последний поклон», и в двух книгах она выходит к читателю в издательстве «Современник». В 1989 году повесть, дополненная новыми главами, печатается в издательстве «Молодая гвардия» в трех книгах.

В 1985 – 1989 гг. осуществляется замысел романа «Печальный детектив» и таких рассказов, как «Медвежья кровь», «Жизнь прожить», «Слепой рыбак», «Улыбка волчицы» и многих других.

В 1991 – 19994 гг. идет работа над романом «Прокляты и убиты». Этот роман, показывающий бессмысленную жестокость репрессивной системы военного времени, вызывает бурный эмоциональный всплеск у читателей. Смелость и реалистичность В. Астафьева удивляет общество, но и в то же время признает его правдивость. За роман писатель получает заслуженную награду – Государственную премию России в 1994 г.

В 1997 – 1998 гг. появляется издание Собрания сочинений В. Астафьева в 15 томах.


  • В. Астафьев и его жена Мария Семеновна совершенно по-разному смотрели на жизнь. Он обожал деревенскую жизнь, а она – нет. Он творил прозу из своей души, а она из чувства самоутверждения. Он любил выпить, и был неравнодушен к другим женщинам, она не понимала этого и ревновала. Она хотела его преданности семье, а он уходил из нее. Он возвращался, а она прощала, потому что преданно любила.
  • в 2004 г. на автотрассе «Красноярск-Абакан», вблизи пос. Слизнево Красноярского края на смотровой площадке у реки Енисей на вершине утеса возведена скульптура могучего осетра. Называют этот памятник «Царь-рыба» в честь одноименной повести В.Астафьева.
  • В. Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси»- своеобразные короткие рассказы.
  • в 2009 году принято решение о посмертном вручении В. Астафьеву премии Александра Солженицына. Событие происходило в Москве в библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Премия составила 25 тысяч долларов. Литературный критик Павел Басинский заявил, что диплом и деньги передадут вдове писателя на «Астафьевских чтениях» к 85-летию В. Астафьева. Интересна формулировка премии: «Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Прискорбный факт из жизни писателя

В 2001 году В. Астафьев серьезно заболел, много времени провел в больницах г. Красноярска. Требовались немалые деньги на лечение за границей. Друзья и товарищи писателя обратились за помощью в Красноярский Краевой Совет Депутатов. В ответ получили отказ о выделении денежных средств и несправедливые обвинения в адрес писателя в предательстве и искажении российской истории в его произведениях. Все это ухудшило самочувствие В.Астафьева. Писатель скончался 29 ноября 2001 г.

Известные высказывания о Викторе Астафьеве

«Он пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (В. Курбатов)

«Не найти такого яркого, ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формирует её, учат ценить абсолютные ценности». (В.М. Ярошевская)

«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной». (А.Кондратович)

Причина известности Виктора Астафьева

В произведениях В. Астафьева отчетливо слышалась глобальность проблем общества и человечества в целом. Правдиво и реалистично отражались события военного времени. Литературное изложение писателя брало за душу простых людей и даже критиков.

Награды в области литературы

1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка»

1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба»

1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох»

1994 г. – премия «Триумф»

1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты»

1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда Тепфера за совокупность литературных заслуг

2009 г. – премия Александра Солженицына /посмертно/

Катерина Петровна – бабушка Вити , добрая и заботливая женщина, проживающая в сибирской глубинке. Витя рано остался без матери и его воспитанием занимались бабушка с дедушкой. В рассказе описан один постыдный случай из жизни мальчика, в котором отчетливо раскрывается характер бабушки. Несмотря на то, что она внука любила и старалась всячески заботиться о нем, Катерина Петровна могла быть строгой и суровой, если того требовали обстоятельства. В отличие от соседской тети Васены, ее невозможно было обмануть или одурачить. Всякие отговорки и слезы тоже не проходили.

Однажды она отправила Витю за ягодами, пообещав потом отвезти их в город, а на вырученные деньги купить ему пряничного коня с розовой гривой. Для мальчика такой пряник был пределом мечтаний. Ведь, имеющий такой пряник, завоевывал авторитет среди мальчишек. По дороге он с левонтьевскими ребятами съел все ягоды, а чтобы спасти себя, насыпал в туесок много травы, прикрыв несколькими земляниками. Бабушка, не догадываясь об этом, повезла ягоды в город. Когда обман раскрылся, она была очень недовольна внуком и долго его отчитывала. Однако пряник конем все же привезла, что свидетельствовало о добром сердце женщины.

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев! Биография его - яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Виктор Астафьев: биография

Родился автор 1 мая 1924 года в в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. Упав в воду, женщина зацепилась косой за бону и утонула. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.

Взрослая жизнь

После этого юноша какое-то время работает на станции недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. Сюда же он привозит и свою жену, ставшую позднее известной как писательница - М. С. Корякину. Они были совершенно разными людьми. Вокруг Виктора всегда вились женщины. Он был очень интересным человеком. Известно о том, что у него есть две внебрачные дочери. Жена Мария его ревновала. Она мечтала, чтобы муж был верен семье. Здесь, в Чусовом, Виктор берется за любую работу, чтобы прокормить детей. В браке у него родилось их трое. Старшую девочку Мария и Виктор потеряли. Ей было всего несколько месяцев, когда она умерла в больнице от тяжелой диспепсии. Произошло это в 1947 году. А в 1948 году у Астафьевых родилась вторая дочь, которую назвали Ирой. Через 2 года в семье появился сын Андрей.

Дети Виктора Петровича Астафьева росли в тяжелых условиях. Из-за состояния здоровья, подорванного на войне, будущий писатель не имел возможности вернуться к своей специальности, полученной в ФЗО. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

Начало творческого пути

Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев. Биография его мало известна, поэтому для его читателей важны любые мелочи, связанные с его жизнью или творчеством. «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге», - поведал о своем дебюте автор. Название этого первого произведения - «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал свое творение.

Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения Виктор Петрович Астафьев, биография которого здесь представлена.

В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения - смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.

Астафьев о в рассказе «Солдат и мать»

Когда началась серия произведений автора о «русском национальном характере»? По мнению большинства литературных критиков, с рассказа Астафьева «Солдат и мать». У главной героини творения нет имени. Она олицетворяет всех русских женщин, по сердцам которых прошлось «тяжелое железное колесо войны». Здесь писатель создает такие человеческие типы, которые поражают своей реальностью, подлинностью, «правдой характера».

Удивляет и то, как мастер смело в своих творениях обнажает больные проблемы общественного развития. Главный источник, в котором черпает вдохновение Астафьев Виктор Петрович - биография. Краткая версия ее вряд ли сможет пробудить в сердце читателя ответное чувство. Поэтому и рассмотрена непростая жизнь писателя здесь так подробно.

Тема войны в произведениях писателя

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования - история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.

Повесть «Ода русскому огороду» - гимн крестьянскому трудолюбию

В 1972 году свое очередное произведение выпускает Астафьев Виктор Петрович. Биография, краткая версия которой изложена здесь, очень интересна. Писатель рос в деревне. Он видел ее изнанку. Ему не чужды страдания и тяготы людей, занятых непосильным трудом, который знаком ему с детства. Повесть «Ода русскому огороду» - это произведение, которое является своего рода гимном крестьянскому труду. Писатель Е. Носов так сказал о нем: «Это не рассказано, а пропето…» Для простого деревенского мальчишки огород - это не просто место, где можно «брюхо набить», а целый мир, полный загадок и тайн. Это ему и школа жизни, и академия изящных искусств. При чтении «Оды» не покидает чувство печали по утраченной гармонии земледельческого труда, которое дает возможность человеку ощутить животворную связь с природой-матушкой.

Повесть «Последний поклон» о жизни в деревне

Крестьянскую тему писатель Виктор Астафьев развивает и в других своих произведениях. Одно из них - цикл рассказов под названием «Последний поклон».

Повествование ведется от первого лица. В центре данного творения автора - судьбы деревенских детей, чье детство пришлось на годы 30-е годы, когда в стране началась коллективизация, а юность - на «огненные» 40-е. Стоит отметить, что данный цикл рассказов создавался два десятилетия (с 1958 по 1978 годы). Первые повествования отличаются несколько лиричным изложением, тонким юмором. А в заключительных рассказах явно прослеживается готовность автора жестко обличить систему, разрушающую национальные основы жизни. В них звучит горечь и открытая издевка.

Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.

Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Роман о войне «Прокляты и убиты» - критика сталинизма

В 1980 году переезжает на родину - в Красноярск - Виктор Астафьев. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждого из нас в жизни есть человек, который больше всех заботится о нас, переживает, старается порадовать, накормить разными вкусностями, а также дает мудрые советы. Этот человек - бабушка. И, наверное, никто не будет отрицать, что бабушки есть в каждой семье, и что они занимают в ней очень важное место. Именно бабушки, благодаря своей мудрости, любви, нежности и пониманию, часто являются секретом семейного благополучия.

Роль бабушки очень велика, так как именно бабушка способна воспитать

духовно развитого человека, передать ему свой жизненный опыт и свою мудрость. Лично я считаю, что бабушка - это духовная основа современной семьи.

Но как часто подростки недооценивают бабушек, считают, что их взгляды устарели и не соответствуют современному ритму жизни. В XXI веке бабушка уже не является примером для молодежи. У современных молодых людей совсем другие авторитеты, другие герои, часто отрицательные.

    1. Актуальность выбранной темы

Проблема взаимоотношений и духовных ценностей в молодежной среде, снижение роли семьи (и в частности роли бабушки) в воспитании детей является общей проблемой для всего российского общества. И поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни.

Перед собой я поставила следующуюцель :

    определить, какова роль бабушки в развитии и формировании личности, проследив это на примере художественных произведений и беседы с одноклассниками.

Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

    Провести опрос для выявления роли бабушки в жизни человека.

    Изучить биографию писателей и поэтов и выяснить, какова роль бабушки в их жизни.

    Изучить и проанализировать произведения художественной

литературы, посвященные бабушке.

    Объяснить, что роль бабушки в жизни человека очень велика.

Объект исследования :

    процесс влияния бабушек на формирование личности ребёнка.

Предмет исследования :

Гипотезаисследования :

    доказать, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика.

    1. Этапы исследования

    Отбор научной и художественной литературы, ее изучение и анализ.

    Изучение сайтов Интернет по данной теме.

    Проведение анкетирования, обработка результатов.

    Написание проекта.

1.3.Методы и приемы работы

Для осуществления цели мы использовали следующие методы:

    метод сбора информации (изучение научно-популярной и художественной литературы, наблюдение);

    метод статистического анализа и диагностики полученных данных (вычисления, диаграммы);

    описательный метод;

    сравнительный метод;

    анкетирование.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении соответствующей темы, на классных часах.

2. Основная часть

2.1. Понятие «бабушка»

Свое исследование я начала с того, что решила узнать, откуда произошло слово «бабушка»? Я заглянула в несколько толковых словарей («Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный» Т.Н. Ефремовой, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова) и вот, что узнала:

Во всех словарях это слово обозначает «старая женщина» или «мать отца или матери по отношению к их ребенку».

Интересно, что можно сказать о происхождении этого слова в русском языке. Этимологический словарь об этом умалчивает. Некоторые придерживаются мнения о том, что когда маленький ребёнок начинает говорить, то ему легче всего выговаривать: «ма-ма», «ба-ба», «де-да». Такое объяснение не может пролить свет на этимологию слова. Вопрос остается открытым. Оказывается, в разных странах слово «бабушка» не только произносится по-разному, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам.

Например, американские бабушки не живут под одной крышей с внуками, у них своя жизнь. Они приходят в гости, делают подарки. Во Франции бабушек никто не считает бабушками, они очень активные, любят нарядно одеваться, устраивать встречи и вечера с друзьями. В Испании бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Женщина все свободное время уделяет себе. Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. И только в России трудно себе представить российскую семью без бабушки. Русская бабушка принимает активное участие в жизни своих детей и внуков. Она принимает участие во всех делах семьи, от завтрака до проверки домашнего задания.

Да, слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Самые внимательные русские бабушки: они поучают нас, пекут вкусные пирожки, они - самые любимые и добрые воспитатели для малышей. И не важно, современная эта бабушка или нет. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства!

2.2. Образ бабушки в сказках

Образу бабушки, ее роли в воспитании детей издавна уделялось огромное внимание, ведь недаром народ делал их героинями многих литературных произведений. С самого раннего детства мы слышим, а потом и сами читаем, русские народные сказки: «Колобок», «Снегурочка», «Репка», «Маша и Медведь», «Бабушка, внучка и курочка», «Бабка и медведь» и многие другие, в которых одним из персонажей является бабушка. Но не только в нашей стране складывали сказки о бабушках. О них упоминали и зарубежные писатели- сказочники: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» и «Бабушка» Г.Х.Андерсена. В каждой сказке бабушка разная: то она старенькая, в очках и тапочках, читающая внукам сказки по вечерам; то это некрасивая, на первый взгляд, строгая, пожилая женщина; то постоянно что-то делающая по хозяйству, но всех этих бабушек объединяет одно - безграничная любовь к внукам, мудрость, постоянная забота о ком-нибудь.

Перечитывая эти сказки несколько раз, мы все больше и больше влюбляемся в их персонажей - бабушек. И каждый раз ощущаем какую - то непонятную теплоту, исходящую от них.

2.3 Образ бабушки в художественных произведениях

При изучении образа бабушки я не остановилась только на исследовании сказок. Познакомившись на уроках литературы с рассказом В. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором одним из главных героев тоже была бабушка, я предположила, что к этому образу обращались многие писатели. Заинтересовавшись, я прочитала еще два рассказа В.Астафьева: «Бабушкин праздник» и «Фотография, на которой меня нет».

Эти рассказы автобиографичные. Образ бабушки у Астафьева - это олицетворение детства. Ею можно восхищаться, у нее можно многому поучиться. Ее строгость, вспыльчивость, постоянное ворчание иногда пугают внука (да и не только внука), заставляют даже прятаться и не попадаться ей на глаза: «бабушка уж затемно сыскала нас с Санькой на увале, обоих настегала прутом», «нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину». Однако, несмотря на это, во всех ее действиях присутствует необъемная забота о родных и близких (особенно о внуке): бабушка лечила мальчика, долго натирала его ноги нашатырным спиртом основательно, досуха, потом укутала их старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с лица внука шипучей от спирта ладонью; утром бабушка унесла мальчика в баню - сам он идти уже не мог, долго растирала ноги запаренным березовым веником, грела их над паром от каленых камней, парила сквозь тряпку всего его, макая веник в хлебный квас, и в заключение опять же натерла нашатырным спиртом.

Бабушка у Астафьева ассоциируется с мудростью: возвратившись из города, она все-таки подарила внуку заветного коня с розовой гривой, для того чтобы ребенок запомнил эту историю с обманом как следует, и конечно же, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Во всех его рассказах она обладает столькими знаниями, которые ненавязчиво передает внукам: «дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и моченой брусники, после всего этого напоила молоком, кипяченным с маковыми головками»; « в горнице меж рам бабушка валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и все. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину - и уже без листьев. Бабушка объяснила причуду эту так: - Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад».

Образ бабушки - это образ прекрасной хозяйки: и в горнице у нее всегда чисто, и белье постирано, и покушать сварено, «бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки»», а к приезду родных на праздник и вовсе начинала готовиться за полгода: набирала яиц, откармливала бычка или телочку на мясо, сбивала масла. Сама ездила на другой берег реки в город - продавать ягоды да на вырученные деньги закупать продукты. Деньги куда попало не «расходовала», в долг давала не много, чтобы смогли отдать.

А уж если собирались в дому гости, то бабушка была самой лучшей певуньей, «…и в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо…и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет»

Образ бабушки дополняется и своеобразными народными изречениями. Ее речь выразительна во всех рассказах. Например, присказки «на лес глянет - лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшом», «муж да жена- одна сатана». Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, народные обороты обогощают образ бабушки: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студись» (не застудись), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка), эк его крюком скрючило», «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «тепереча» (теперь).

Эта бабушка, главная героиня рассказов В. Астафьева, и стала нашей общей русской бабушкой, что собрала в себе, в редкой живой полноте все, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьем узнаем как свое, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное.

2.4. Роль бабушек в воспитании известных писателей

Бабушка-это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять какого-то важного человека в жизни ребёнка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова.

Елизавета Столыпина родилась в богатой и весьма известной на Руси дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина - человека хозяйственного и состоятельного. Елизавета, унаследовавшая у родителей все самые лучшие черты, выросла женщиной разумной и деловой, с бескомпромиссным и твердым характером.Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль — матери и жены. Потеряв рано дочь, на ее руках остался маленький внук - Миша, будущий поэт Михаил Лермонтов. Елизавета Алексеевна все отдала на воспитание внука: возила слабенького здоровьем Мишу по курортам, нанимала ему лучших учителей, ни в чем ему не отказывала и копила на его дальнейшую жизнь, а во взрослой его жизни не раз, пользуясь своим влиятельным положением, спасала от ареста и каторги. А узнав в 1841 году о смерти Михаила, окончательно ослабевает здоровьем, перестает видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году умирает.

Рис.2 Е.А. Арсеньева

Рис.1 М.Ю. Лермонтов

Виктор Петрович Астафьев, рано оставшийся без мамы (утонула) и отца (арестован), тоже остается на попечении бабушки Екатерины Петровны Потылицыной. Как потом говорил автор, что годы, проведенные с бабушкой, были самыми лучшими в его жизни. И многими своими нравственными качествами он обязан именно бабушке, которая воспитывала в нем любовь, уважение, терпение,

Рис..3 В.П.Астафьев

доброту, честность, отзывчивость, которая научила его хранить традиции, почитать старших, испытывать радость от труда на благо себе и людям. Именно бабушке благодарный внук- писатель посвящает цикл своих рассказов. «Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям.»

Рис.4. Е.П.Потылицына

Еще один известный писатель Максим Горький (Алеша Пешков) в своей биографической повести рассказывает о бабушке. Если Горький обязан кому-нибудь из своих предков своим гением, то это только своей бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Живя долгое время душой и телом в самом близком

Рис.5 М.Горький

прикосновении с бабушкой Акулиной, Горький всосал в себя соки народного ее гения, который лег в основу гениального его труда.

Рис.6 А.И. Каширина

В жизни Александра Сергеевича Пушкина было две бабушки, которые занимались его воспитанием. Бабушка по материнской линии - Мария Алексеевна Ганнибал. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к

Рис.7 А.С. Пушкин

которому езжал царь Петр, о недавней старине...». Для А.С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной».

Рис.8 М.А. Ганнибал

бабушка - Яковлева Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и именно ей посвящал он свои стихотворения.

«Литературные» бабушки оказали большое влияние на воспитание внуков, и, я думаю, сыграли свою роль в становлении их как людей порядочных, добрых. А мы, читатели, вместе с главными героями восхищаемся бабушками, учимся у них мудрости, терпению, любви.

Рис.9 А. Р. Яковлева

    Социологические исследования

    1. Проведение анкетирования

Исследуя эту тему, я решила узнать мнение одноклассников о роли бабушек в воспитании. Я задала им следующие вопросы:

    Как часто ты видишься со своей бабушкой?

    Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время?

    Чему тебя научила бабушка?

    Какой должна быть бабушка?

    Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

    1. Результаты анкетирования

Получилась очень интересная для меня информация. Анализ результатов анкетирования, проведенного у нас в классе, показал,

    что почти 50% детей видят своих бабушек по выходным, 20% видят ее только на каникулах, потому что бабушки живут от них далеко. И 30% видят свою бабушку каждый день.

Кроме того, были получены ответы на следующие вопросы:

2. Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время? Оказывается, с бабушкой можно заниматься всем, чем захочешь! Чай пить, болтать, гулять, играть, ходить в гости, читать, ходить по магазинам. А еще можно вышивать, вязать, и изучать планеты! И многое другое 3. Чему тебя научила бабушка? На этот вопрос было много разных и интересных ответов. Кого-то бабушка научила читать, кого-то делать уроки, кого-то петь, шить. А кто-то и картошку копает в огороде и собирает ягоды с бабушкой. И это здорово! 4. Какой должна быть бабушка? На это были сказаны только самые теплые слова, такие как: мудрой, красивой, доброй и ласковой, веселой, загадочной, современной и непредсказуемой.

5. Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

На этот вопрос практически все ответили, что у них самая добрая бабушка на свете!

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

На этот вопрос 80% учащихся ответили - В.Астафьев «Конь с розовой гривой»

50% вспомнили сказку К. Паустовского «Теплый хлеб» и столько же учащихся назвали сказку Андерсена «Снежная королева»

40% назвали сказку Ш.Перро «Красная шапочка»

И почти все учащиеся называли русские - народные сказки, такие, как «Репка», «Снегурочка» и другие.

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

Оказалось, что все учащиеся нашего класса помнят няню А.С. Пушкина, рассказывающую ему на ночь сказки и занимающуюся его воспитанием, однако только 60% помнят, что ее звали Арина Родионовна.

70% вспомнили бабушку М.Ю. Лермонтова, но вот сказать, как ее зовут, смогли лишь 40%

50% назвали В.П.Астафьева, который писал биографические рассказы о своей бабушке; вспомнить ее имя смогли только 10%.

В ходе социологического исследования я выяснила, что для каждого ученика нашего класса бабушка - один из самых любимых членов семьи, она играет огромную роль в жизни внуков: заботится о них, занимается их воспитанием, многому их учит. Бабушки у нас самые красивые, мудрые, щедрые, ласковые и нам с ними очень интересно. Шестиклассники знают известных писателей и поэтов, большую роль в становлении которых сыграли бабушки. Читают и знают произведения о бабушках, реально оценивают их поступки и вместе с героями делают для себя важные выводы.

    Заключение

В ходе своего исследования я выяснила, что слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Только русские бабушки самые внимательные, добрые и мудрые.

Я узнала, что на становление многих известных писателей и поэтов как творческих личностей, огромное влияние оказали их бабушки; что именно им они посвящают некоторые свои рассказы, сказки, стихи, читая которые мы тоже имеем возможность получать какие- то нравственные уроки.

Я утвердилась в предположении, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика. Бабушки заботятся о нас, пока родители на работе, ухаживают за нами во время болезней, сидят с нами, когда родители по вечерам уходят в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.. Многие подростки думают, что бабушка - это престарелый, ничего не понимающий человек, а на самом деле бабушка всегда понимает все вкусы своего малыша, которого она знает с пеленок. Бабушка всегда знает, чем помочь и какой правильный дать совет своему внуку, ведь за свою долгую и возможно загадочную для некоторых жизнь она повидала не мало.

И поэтому мы, дети, да и взрослые должны беречь своих бабушек, ведь это частичка нашей души…нашего настоящего и прошлого. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства! Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!

    Используемая литература и Интернет источники

    Астафьев В.П. «Бабушкин праздник»

    Астафьев В.П. « Конь с розовой гривой»

    Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет»

    Ефремова Т.Н. «Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный»

    Ожегов С.И «Толковый словарь русского языка»

    Савкина И. «У нас уже никогда не будет этих бабушек»?Литературное сегодня// Вопросы литературы, 2011. - №2

    Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь современного русского языка»

    Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. 1799-1826. Л. 1991.

    http://shkolazhizni.ru/family/articles/44089/

    https://yandex.ru/images/search?text

    Приложение 1.

Фото 1. Могила Кашириной А.И.

Статьи по теме