Смешной рассказ для детей о школе. Смешной рассказ для детей о школе Л каминский рассказы про машу читать

ИЗ РАССКАЗОВ ПРО КОТЁНКА ЯШУ

Как котёнок Яша учился рисовать


Однажды котёнок Яша пришёл к учителю рисования.
— Я бы хотел стать художником, - сказал котёнок.
- Хорошо, - сказал учитель. - А ты знаешь, что для этого нужно?
- Знаю, - сказал Яша. - Нужно иметь краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня всё это есть.
- Ну что ж, - сказал учитель, - давай попробуем. Для начала нарисуй мне маленького серого мышонка.

Учитель отошёл к другим ученикам, а Яша принялся за работу.

Через десять минут учитель подошёл к котёнку Яше.
- Как дела? Нарисовал?
- Вот, - ответил котёнок и протянул учителю… чистый лист бумаги.
- А где же мышонок? - спросил учитель. - Я что-то его не вижу…
- Я его съел, - виновато сказал Яша.
- Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком.
- Хорошо, - сказал Яша. - Это для меня пустяк!..

Учитель через некоторое время опять подошёл к котёнку.
- Ну, показывай свой рисунок!
- Вот, - сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.
- Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?
- Но стакан же прозрачный - его совершенно не видно!
- Так… Тогда вот тебе третье задание: нарисуй, пожалуйста, собаку. Рыжую… - добавил учитель и отошёл от котёнка.
- Всё! Я закончил! - крикнул котёнок так громко, что все ученики обернулись.
- Покажи-ка, покажи.

Учитель взял рисунок и удивлённо поднёс к глазам. На этот раз посреди чистого листа бумаги была изображена только жирная оранжевая точка.
- Это и есть собака?
- Да, - сказал котёнок. - Сначала я представил себе большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я от испуга забрался на самое высокое дерево. А оттуда, с вершины дерева, собака показалась мне совсем маленькой, величиной с точку. Так я её и нарисовал…
- Вот что, - сказал учитель рисования. - Фантазия у тебя есть, а вот трудолюбия я что-то не заметил. Приходи-ка, Яша, в другой раз!..

Как котёнок Яша играл в прятки

Как-то утром, когда солнечные зайчики весело прыгали в лужах, котёнок Яша вышел погулять. Во дворе его уже ждали друзья - гусёнок Гоша и поросёнок Хрюша.
- Во что будем сегодня играть? - спросил котёнок Яша.
- Я предлагаю в прятки, - сказал гусёнок Гоша. - Кто знает хорошую считалку?
- Я знаю! - сказал поросёнок Хрюша, вот послушайте: « Эники-беники ели вареники…»
- Нет-нет, - вмешался котёнок, - мне эта считалка не нравится. Во-первых, кто такие « эники-беники »? И, во-вторых, я не люблю вареники. Хотите, я сам сочиню считалку?

Шёл котёнок по дорожке,
Видит он: стоят сапожки.
Стал в сапожках он ходить.
Выходи - тебе водить!

Нет, - сказал гусёнок Гоша, - это нечестно! Выходит, что ты нашёл сапожки, а я ничего? Давайте лучше я сочиню считалку:

Шёл гусёнок по тропинке,
Видит он - стоят ботинки.
Стал в ботинках он ходить.
Выходи - тебе водить!

Ничего себе получается, - обиделся котёнок Яша. - Значит, тебе - ботинки, а я - босиком ходи? Так я играть не согласен!
- Погодите, - сказал поросёнок. - Я тоже придумал считалку: «Шёл поросёнок по…» Нет, не так. «Однажды поросёнок шёл по тропинке. Видит: стоят красивые сапожки. Идет дальше. Видит: ботинки стоят. Новые. Взял поросёнок сапожки и подарил котёнку Яше. А ботинки - гусёнку Гоше. Выходи - тебе водить!»
- Ха-ха-ха! - засмеялся котёнок. - Какая же это считалка! Она ведь совсем нескладная!
- Нескладная, зато справедливая, - возразил гусёнок. - Теперь у меня есть ботинки, а у тебя - сапожки. Только вот у поросёнка… Хрюша, почему ты себе ничего не нашёл?
- А мне не нужно, - ответил поросёнок. - И потом, разве вы не знаете, что самое приятное, это когда даришь что-нибудь своим друзьям?
- Знаем, знаем, - закричали котёнок Яша и гусёнок Гоша. - Только мы про это забыли!
И друзья стали играть в прятки.

ИЗ РАССКАЗОВ ПРО МАЛЬЧИКА ПЕТЮ

Как Петя учил буквы


Когда Петя был совсем маленьким (ему было только четыре года), он читать ещё не умел, но уже знал четыре буквы: П, Е, Т и Я. И вы, конечно, догадались, почему он выучил эти буквы. Петя очень гордился тем, что сам мог написать своё имя. Правда, две буквы он не всегда писал правильно. Это буквы Е и Я. Он их иногда переворачивал, как в зеркале. А буквы П и Т он всегда писал правильно, не переворачивал. И вы, конечно, догадались почему.

Однажды папа сказал:
- Петя, давай я покажу тебе другие буквы. И буду рисовать картинки. Начнём с буквы А. С этой буквы начинается слово АРБУЗ.
И папа нарисовал арбуз.
- Хорошая буква, - сказал Петя.- Сладкая.
- А вот другая буква - Б. С неё начинается слово БАРАН. Вот смотри. И папа нарисовал барана, а рядом написал: «Б-е-е!»
- Смешная буква, - сказал Петя.
- А вот ещё одна буква, - сказал папа.- Буква В. С неё начинается слово ВОЛК. Сейчас я нарисую…
Но тут Петя куда-то исчез.
- Петя, ты где? - спросил папа.

Оказалось, что Петя спрятался в шкафу. И вы, конечно, догадались, почему…

Послушный Петя


Петя с самого раннего детства был послушным мальчиком. Например, ему говорят:
- Петя, ешь манную кашу!

И Петя ест кашу, хотя это ему не очень нравится.

Или говорят:
- Петя, не качайся на стуле!

И Петя не качается, хотя это ему очень нравится.

Однажды папа и Петя гуляли по улице и решили зайти в зоомагазин. Это был необычный магазин. Там продавали смешных хомячков, белых мышей и пушистых кроликов. А ещё там была большая клетка, в которой на жёрдочке сидела ярко-зелёная птица. Её глаза напоминали блестящие пуговицы, на голове торчал нелепый хохолок, а клюв загибался вниз громадным крючком.
- Какая смешная! - засмеялся Петя.

Папа показал на птицу пальцем и сказал:
- Попугай!
Петя кивнул головой, потом достал из кармана игрушечный пистолет, направил его на птицу и громко крикнул:
- Бабах!!!

Птица шарахнулась в сторону, захлопала крыльями, а потом сердито произнесла:
- Дур-р-рак!
- Чего это она? - обиделся Петя.
- Ты сам виноват, - сказал папа. - Зачем ты её пугаешь?
- Но ты же сам разрешил! - возразил Петя. - Ты сказал: «Попугай!», вот я её и пугнул!
- «Попугай» - так называется эта птица, - засмеялся папа. - А пугать птиц и животных нельзя. Понятно?
- Понятно, - сказал Петя. - Я больше не буду!
- Вот и хорошо! - сказал папа.
- Хор-рошо! - подтвердил попугай.

Как Петя ленился

Однажды папа попросил Петю:
- Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!
- Мне лень! - ответил Петя.
- А ты, оказывается, ленивый! - сказал папа. - Это плохо!
- А разве ленивому плохо? - возразил Петя. - Лежишь себе на диване, сосёшь карамель «Барбариски» и читаешь интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо!
- Неплохо, - согласился папа. - Но представь, что рабочие с карамельной фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без барбарисок.
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Можно читать и без карамелек. Так даже полезнее для зубов.
- Хорошо, - сказал папа. - А если электрики скажут, что им лень давать ток? Выключат они рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду читать только днём, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.
- Ладно, - сказал папа. - Но ты забыл про писателей и художников, которые делают книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду просто лежать. Это ещё полезнее для глаз.
- Допустим, - сказал папа. - А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чём ты будешь тогда лежать?
- Ну и пусть, - ответил Петя.- Можно прекрасно лежать на полу. Говорят, что на твёрдом лежать ещё полезнее.
- Ладно, - сказал папа, - а если строители домов…
- Понятно, - перебил Петя. - Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом ещё полезнее, чем лежать.
- Вот и прекрасно! - сказал папа. - Раз ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!

Петин рисунок

После уроков папа зашёл за Петей в садик, и они направились домой.
- Ну, как дела? - спросил папа.
- Хорошо, - ответил Петя. - Меня сегодня Анна Григорьевна похвалила.
- За что?
- За рисунок. Постой, я тебе сейчас его покажу! - Петя порылся в сумке и вытащил альбом. - Вот, смотри!
- Неплохо, - сказал папа. - Мужчина, мальчик и собака…
- Нет, ты внимательно посмотри, - сказал Петя.
- А что?
- Разве ты не видишь? Это же ты, я и наша собака Пушок.
- Какая собака? - удивился папа. - У нас же нет собаки!
- Собаку можно купить. Ведь ты же обещал!
- Предположим. А почему - Пушок? Разве это собачье имя? Скорее кошачье.
- Не обязательно. Собака пушистая, поэтому я и назвал её Пушком.
- Ладно. А этот дяденька с усами - разве это я? Я ведь никогда не носил усов.
- Усы можно отрастить, - сказал Петя.
- А трубка? Я же никогда не курил. И курить не собираюсь!
- Ладно, - согласился Петя, - трубку я сотру резинкой. А остальное - похоже?
- Похоже. Особенно галстук и правый ботинок.
- А я? Себя я похоже нарисовал?
- Не совсем: брюки не похожи. На рисунке - брюки аккуратные, выглаженные, а в жизни совсем наоборот…
- Брюки можно выгладить, - сказал Петя. - Я маму попрошу.
- Пора самому научиться, - заметил папа.
- Научусь, - сказал Петя. - А в остальном я похож?
- Пожалуй, похож…
- А ты внимательно посмотри! По-моему, не всё похоже.
- А что?
- Видишь - на рисунке я ем мороженое.
- Вижу.
- А на самом деле никакого мороженого я не ем!
- Намёк понял, - сказал папа. - Мороженое можно купить!

И папа с Петей пошли искать мороженое.

Как Петя не обманул папу


Папа сидел и читал газету. К нему подошёл Петя и сказал:
- Папа, ты не будешь на меня сердиться?
- А что ты опять натворил? - спросил папа.
- Я взял без спросу твою новую шляпу…
- И что?
- …и сделал из неё домик для моего ёжика Егора. А Егор прогрыз дырку в твоей шляпе.
- Безобразие! - крикнул отец.

Вдруг Петя стал громко хохотать.
- Не вижу ничего смешного! - возмутился папа.
- Папа, с первым апреля! - сказал Петя. - Я и не трогал никакой твоей шляпы!
Тут папа стал тоже смеяться:
- Ха-ха-ха! Здорово ты меня разыграл! Вообще-то обманывать нехорошо, но первого апреля можно!
Вдруг папа взглянул на газету и сказал:
- Петя, а ведь ты всё перепутал! Ведь сегодня не первое апреля, а только тридцать первое марта!
Петя растерянно посмотрел на папу, потом вышел из комнаты. Через минуту он появился снова. В его руках была папина шляпа, из которой выглядывал ёжик.
- Что такое?! - совсем рассердился папа. - Выходит, это была правда?
- Нет, - ответил Петя. - Я посадил Егора в шляпу только сейчас, когда узнал, что сегодня не первое апреля. Ведь ты же сам говорил, что обманывать нехорошо! Теперь нужно только подождать, чтобы ёжик прогрыз дырку. Тогда получится, что я тебя нисколечко не обманул!

Про скороговорку

Петя, - спросил папа,- а ты знаешь, что такое скороговорка?
- Нет. А-а, это, наверно, такая девчонка, которая очень быстро говорит. У нас в старшей группе есть одна скороговорка - Аня Пирожкова. Она строчит как пулемёт - триста слов в минуту!
- Нет, - сказал папа.- Скороговорка - это шуточная фраза, которую трудно выговорить. Вот послушай: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
- Зачем? - спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем этот Карл уклар… улкар… Зачем он стащил у Клары её украшения!
- Не знаю, - сказал папа.- Может быть, в шутку.
- Ничего себе шуточки! Да и эта Крала… ой, Клара, тоже хороша: в отместку утащила у него музыкальный инструмент. А сама, небось, и играть на нём не умеет!
- Ладно, - сказал папа, - раз эта скороговорка тебе не нравится, я вспомню другую. «Во дворе трава, на траве - дрова».
- Зачем? - опять спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем дрова на траву положили! Ведь зелёную траву жалко - она засохнет! Неужели нельзя было найти другое место во дрове… ой, во дворе! Эта скороговорка мне тоже не нравится! Вспомни другую!
- А я больше скороговорок не помню, - сказал папа. - Хорошо, попробую сам придумать. Вот послушай: «Филипп пилой липу перепилил».
- Зачем? - снова спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем он репу перепилил… ой, липу перелепил… Ну, для чего Филипп дерево разрезал?
- Не знаю, - ответил папа, - может быть, на дрова.
- Ага! - рассердился Петя. - А потом дрова - опять на траву!.. Придумай лучше другую скороговорку. Только такую, чтобы природу не портить!
- Ладно, - согласился папа. - Не будем портить природу. Вот слушай: «Липа, Поля, Валя липу поливали». Ну, как?
- Какая «лимпополя»? - спросил Петя.
- Не «лимпополя», а три девочки - Липа, Поля и Валя поливали липу.
- Зачем? - спросил Петя.
- Чтобы быстрее выросла.
- Понятно, - сказал Петя.- Вот эта скороговорка хорошая. Добрая.

Игра в загадки

Папа, - сказал Петя, - давай играть в загадки.
- Давай, - согласился папа. - Кто начинает?
- Начинаю я. Слушай: «Усатый, полосатый, любит в кресле подремать». Что это такое?
- Я думаю, это наш дедушка. Он у нас с усами, ходит в полосатой пижаме и любит поспать после обеда. Угадал?
- Ничего не угадал! Это кот. Ладно, теперь твоя очередь.
- Хорошо. У меня такая загадка: «Рубашка жёлтая, нос чёрный, любит рисовать».
- Я думаю, - сказал Петя, - это художник. Сидит себе в жёлтой рубашке и рисует.
- А почему у него нос чёрный?
- Испачкался. Наверно, углём рисовал, а потом нос потрогал…
- Ничего подобного, это не художник. Это вот что, - и папа положил на стол простой карандаш.- Видишь, у него рубашка жёлтая, а грифель чёрный.
- Ладно, - вздохнул Петя, - теперь ты отгадывай. «Сам белый, нос красный, стоит зимой целый день с метлой».
- Мне кажется, это дворник. Он стоит на улице с метлой. Сам белый, потому что снегом его засыпало, а нос красный, потому что замёрз. Зима всё-таки.
- А что, разве дворники только зимой работают?
- Ну, наверно, этот дворник летом уезжает в отпуск. В Сочи.
- Нет, неправильно. И потом дворник зимой стоит не с метлой, а с лопатой.
- Ты прав, - сказал папа. - Так кто же это?
- Это снеговик. А нос красный - это морковка.
- Понятно, - сказал папа, - Теперь моя очередь. «На Л начинается, на А кончается, с чёлкой и хвостом, целый день скачет».
- Знаю, знаю, - обрадовался Петя. - Это Людка из шестнадцатой квартиры!
- Ты уверен?
- Конечно! У неё рыжая чёлка и хвост, и она целыми днями скачет через свою скакалку!
- Нет, Людку я не знаю. Это лошадка. Теперь ты загадывай.
- Сейчас… Вот. Моя загадка получилась даже в рифму: «Рогатый, а не бык, по ночам гулять привык».
- Так-так, - задумался папа, - Значит, рогатый… И не бык… А-а, это, наверно, козёл.
- Козёл? А чего это он по ночам гуляет?
- Ну, может быть, у него бессонница.

Петя засмеялся:
- У козлов бессонницы не бывает! Это месяц на ночном небе! Понятно?
- Да. Это хорошая загадка. Ладно, я тоже тебе в рифму загадаю: «Начинается на «МУ», очень нравится ему», - и папа показал пальцем на Петю.
- Мне? На «МУ»? - удивился Петя.- Интересно, что это такое?.. Если музыка, то ты ошибаешься. Музыку я не всегда люблю. Особенно, когда заставляют на рояле заниматься.
- Нет, это не музыка.
- Может быть, муха? Мух я вообще не терплю.
- Нет, не муха. И не муравей.
- А! Догадался! - радостно крикнул Петя. - Это мультики! Правильно?
- Да,- сказал папа и посмотрел на часы.- Кстати, твои мультики уже начинаются. Давай, включай телевизор!

Страничка для взрослых


Леонид Давидович Каминский, чей 80-летний юбилей мы отметили в апреле, был одним из самых дорогих моему сердцу детских писателей и просто очень близким и душевным другом.

Леонид Каминский был ещё и художником-иллюстратором детских книг, журналистом, много лет входил в знаменитое содружество писателей и художников «Боевой карандаш», работал в журнале «Костёр», где на протяжении четверти века вёл юмористический отдел. Наконец Леонид Давидович (которого все называли запросто и с любовью - Лёнечка) сумел стать неподражаемым актёром, придумавшим в свое время уникальный спектакль - «Урок смеха». Он известен не одному поколению читателей и зрителей как знаменитый Учитель Смеха…

К тому же Леонид Каминский прославился как знаток и ценитель детского юмора. Его коллекция школьного юмористического фольклора - может быть, единственная в нашей стране - могла бы попасть в книгу рекордов Гиннесса. Уже после кончины Леонида Давидовича удалось собрать все «экспонаты» в большую книгу под названием «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений». Недавно эта книга вышла вторым изданием.

Леонид Каминский очень любил своих героев. Особенно котёнка Яшу и мальчика Петю. Про них у него написаны отдельные книжки.


Каминский умел быть оптимистом. Это не всегда просто, но всегда заразительно. Ведь так и хочется перенести тон и атмосферу таких отношений в свою семью, распространить и на своих детей. Все мы, его друзья, счастливы, что судьба подарила нам возможность с ним общаться и дружить.

Все

Годы жизни: 1931 - 2005.

Я с детства люблю весёлые книжки, для них у меня в шкафу специальная полка отведена. Только настроение начинает портиться - протянул руку, взял книжку, прочитал, посмеялся - и полегчало. К таким книгам я отношу «Уроки смеха» Леонида Каминского.

Если вы спросите, кем по профессии был Каминский, я вам ответить не смогу. Вернее, смогу, но придётся долго перечислять: он - писатель и художник (сам себя иллюстрировал), журналист (вёл весёлые разделы в разных газетах и журналах), коллекционер (им была собрана самая большая в стране коллекция школьного юмора).

А ещё он был учителем. И не простым учителем, а учителем смеха. Много лет он ездил по школам и проводил «уроки смеха», которых, как вы понимаете, в школьных программах нет. Я бывал на этих уроках, видел своими глазами, как дети не просто смеются, а сползают со стульев на пол. Я сам сползал.

А ещё Каминский умел рисовать шаржи - смешные портреты своих друзей и знакомых. Однажды, когда мы вместе работали в доме творчества, он нарисовал очень смешной шарж на всех художников нашей группы, в том числе и на меня.

Писать и рисовать для детей Леонид Каминский начал, когда у него появилась дочка Маша. Он сочинял для неё сказки и рисовал к ним картинки. Потом стал записывать её смешные высказывания. Из этих записей получились рассказы, которые были напечатаны в детских журналах. Рассказы про Машу вы найдёте в его книжках. В одном рассказе говорится о том, как первоклассница Маша умела читать, писать и считать, но ещё не знала, как по-английски «кошка». Теперь она уже знает, потому что стала взрослой и сама преподаёт студентам английский язык.

Я думаю, что любая книжка Леонида Каминского, которую вы возьмёте в руки, вам понравится. Его книжки можно читать всей семьёй: они будут интересны и малышам, и школьникам, и папам, и мамам (про них там тоже кое-что есть). И я уверен, что, перечитывая его произведения, вы будете смеяться, смеяться и смеяться!

В кабинете директора

– А, это ты, Брюквин? Входи, входи, давно тебя дожидаюсь. Видишь, какая тебе честь: сам директор школы отложил свои дела, чтобы с тобой побеседовать!

Я больше не буду…

Ага, знает кошка, чьё мясо съела! Значит, предчувствуешь, о чём пойдёт разговор?

Я больше не буду…

Это мы уже слышали. Вот передо мной целый список твоих приключений. Просто какой-то мифологический герой! Двенадцать подвигов Геракла!

Я больше не буду…

Начнём с первого апреля. В этот день тебя не было в школе. Так думали учителя. А на самом деле ты все уроки просидел в «Живом уголке», изображая из себя шимпанзе!

Я больше не буду…

Четвёртого апреля, в понедельник, на уроке физкультуры ты забросил в баскетбольную корзину рюкзак ученицы Ани Карнауховой, который упал на голову физруку Эдуарду Николаевичу!..

Я больше не буду…

Шестого апреля на уроке истории ты сделал сенсационное открытие: оказывается, декабристы получили своё название из-за того, что они все родились в декабре и на Сенатской площади праздновали свой общий день рождения!

Я больше не буду…

Одиннадцатого апреля во время перемены ты демонстрировал приёмы карате, в результате чего пробил ногой перегородку и влетел в учительскую!..

Я больше не буду…

Во вторник, двенадцатого апреля, ты забрался в кабинет химии и пытался растворить в азотной кислоте свой дневник, но, к счастью, не нашлось подходящей посуды…

Я больше не буду…

Через неделю, девятнадцатого числа, учительница русского языка попросила тебя на доске написать сегодняшнее число. И ты, не задумываясь, написал: «Сигодне фторнек, дивитнадцатое опреля», чем вызвал сердечный приступ у Людмилы Аркадьевны.

Я больше не буду…

Вчера на уроке литературы ты получил сразу две двойки. Одну за то, что подсказывал, а вторую за то, что подсказывал неправильно: по-твоему выходит, что Муму - это кличка коровы, которая утопилась, не выдержав гнёта царского самодержавия!

Я больше не буду…

Ну что мне с тобой делать, Брюквин?! А ведь при желании ты можешь хорошо учиться.

Вот, например, в прошлом месяце ты получил вполне заслуженную пятёрку по математике!

Я больше не буду…

Падежи Юры Серёжкина

– Третья парта! Петухов и Серёжкин! Извините за то, что я прервала вашу увлекательную беседу, но нам нужно продолжать урок. Петухов, к доске! Итак, представь себе, что ты писатель. Сочини нам небольшой рассказ из двух-трёх предложений и напиши его на доске. Написал? Хорошо. Посмотрим, что у тебя получилось. Учительница подошла к доске и прочитала: «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».

Прекрасно. Похоже, что рассказ взят прямо из жизни. Но нас сейчас больше интересует грамматика. Подчеркни, пожалуйста, в своём рассказе все существительные. Готово? Спасибо, садись, Петухов. Теперь, Юра, твоя очередь. Определи, в каких падежах стоят эти существительные.

Ты понял задание, Серёжкин?

Понял, Людмила Аркадьевна.

Тогда начинай.

- «Папа и мама». Кто, что? Родители. Значит, падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» - это имя. Значит, ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Дальше - Вова молчал как? Виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Ну а «обещание» – конечно, в ДАТЕЛЬНОМ, раз Вова его дал. Вот, всё…

Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Серёжкин! Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Какую? Конечно, пятёрку!

Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - «пятёрку»?

В ПРЕДЛОЖНОМ.

В предложном? Почему же?

Ну как же! Ведь я же её сам предложил!..

У меня есть дочка Маша. Когда она была маленькой, с ней происходили разные забавные истории. Некоторые из них я записал.

Как Маша пошла в школу

Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила:

— Кто знает, зачем нужно ходить в школу?

Витя поднял руку и сказал:

Наташа встала и сказала:

— Чтобы научиться писать.

-— Молодцы, все ответили правильно, — похвалила учительница.

Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери,

— Ты куда? — удивилась учительница.

— А мне не нужно ходить в школу. Я уже умею читать, писать и считать.

— Это хорошо, — сказала учительница.— Но мне кажется, что ты ещё не всё знаешь. Например, сколько будет, если двадцать пять помножить на пять? Как по-английски будет «кошка»? Где живут пингвины?

— А разве всё это учат в школе? — спросила Маша.

— Конечно. И почему листья зелёные, и почему светятся звёзды, и многое другое. Ну как, остаёшься?

— Остаюсь, — сказала Маша и села за парту.

Пропущенные буквы

— Папа, что ты делаешь? — спросила Маша.

— Да вот, сочиняю рассказ. Но у меня неприятность: испортилась машинка и стала пропускать буквы.

— Знаешь что, — сказала Маша, — ты отдохни, а я прочитаю твой рассказ и сама вставлю пропущенные буквы.

— Ладно, — согласился я, — действуй.

Через десять минут Маша подала мне листок. Вот что там было:

У одной бабушки в доме жила пушистая корова Мурка.

Бабушка её очень любила и угощала парным молотком и репой.

Однажды Мурка решила погулять, подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила маленькая морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и спела.

На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и громко кукарекал.

Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела Мурку и стала сердито лаять. Тут из дома вышла букашка и прогнала селёдку.

Я прочитал рассказ и громко рассмеялся:

— Ведь ты же нарочно всё перепутала!

— Я знаю, — сказала Маша. — Но зато рассказ получился смешной!

— А что, — сказал я, -— ты права.

Я сделал рисунок к рассказу и всё это послал в «Весёлые картинки».

И рассказ напечатали. Он так и называется «Пропущенные буквы».

Про бабушку и про бегемота Борю

Однажды Маша мне сказала:

— Папа, мы сейчас в школе проходим букву «Б». И Валентина Ивановна попросила тебя — не можешь ли ты для нас сочинить рассказ, чтобы в нём было побольше слов на эту букву?

— Хорошо, — согласился я, — но сначала давай вместе вспомним слова на букву «Б».

Я взял ручку и стал записывать, а Маша начала диктовать:

— Бананы, блины, бублики, бутерброд, банка с вареньем, бутерброд...

— Бутерброд ты уже называла, — сказал я.

— Пусть это будут разные бутерброды, -— ответила Маша, — один с сыром, а другой — с колбасой,

— Что-то у нас с тобой все слова какие-то «съедобные», — сказал я, — даже банка — и то с вареньем!

И мы вспомнили ещё несколько слов, уже «не съедобных»: балерина, бабушка, банк, бандит, благодарность...

— Ага, — сказал я, —- теперь мне понятно, про что будет рассказ!

Этот рассказ вы увидите ниже.

Он очень понравился Валентине Ивановне. Правда, некоторые слова в этом рассказе её немного удивили. Она сказала, что таких слов не бывает. А вы как думаете?

Жила-была одна бабушка. Она была бывшая балерина. Она любила смотреть белевизор. Больше- всего ей нравились бультфильмы и кинокартина «Три мушкетёра» с участием, артиста Боярского.

У бабушки жил бегемот Боря. Бабушка баловала Борю, сшила ему бескозырку с бантиком, учила его играть на балалайке и читала ему перед сном журнал «Бурзилку».

Однажды утром в Бонедельник бабушку и Борю разбудил будильник. Они позавтракали: бабушка съела. булочку и выпила кофе с болоком, а Боря съел блины, бананы, бутерброд с сыром., бутерброд с колбасой и банку брусничного баренья.

Потом бабушка с Борей пошла в булочную, чтобы купить батон, бублики и баранки.

Вдруг на Большом проспекте они увидели бегущих людей. Впереди бежал бородатый бандит, который только что ограбил банк. Он был в берете, безрукавке и босоножках. В руках у него был большой бортфель, болный денег. За бандитом бежали: бледный директор банка, бухгалтер и два бравых билиционера, которые стреляли из бис/полетов в воздух .

Тут бандит увидел стоящий бульдозер. В кабине никого не было — бульдозерист ушёл в баню. Бандит вскочил в кабину и включил ботор. Бульдозер помчался, пугая бешеходов и белосипедистов.

— Безобразие! — крикнула бабушка и что-то прошептала Боре на ухо. Бегемот боменталъно бросился наперерез бульдозеру и своим боком остановил его. Бандит хотел бежать, но Боря схватил его за бедро. Бедняга закричал: «Я больше не буду!»

Всё кончилось благополучно. За поимку опасного бреступника бабушке и Боре объявили благодарность и наградили путёвкой в Болгарию, на берег Чёрного боря.

Ч е г о т о л ь к о н е с л у ч и л о с ь ...

Людмила Аркадьевна, можно войти?
-Входи, входи, Серёжкин!
-Я опоздал.
-Об этом я уже догадалась. Во-первых, здравствуй!
-Здрасте.
-Во-вторых, объясни нам, пожалуйста, что случилось?
-Ой, чего только не случилось! Сначала испортились часы.
-Остановились, что ли?
-Нет, просто часовая стрелка стала двигаться против часовой стрелки. А минутная - против минутной. И я не знал, который час. Но потом все же узнал.
-Каким образом?
-Очень просто: позвонил в справочное, а там говорят: "Уже полдевятого!" Я говорю: "Правда?" А они отвечают: "Ага!"
-Ну и что же дальше?
-Я понял, что опаздываю, быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю: маляры выкрасили всю лестницу зеленой краской. И табличку повесели: "Проход временно закрыт". Это значит, пока не высохнет. Что делать? Пришлось спускаться по водосточной трубе. Я быстро спустился, выбежал на улицу, смотрю: что такое? На ту сторону никак не перейти, всю улицу перекрыли.
-Неужели тоже выкрасили зеленой краской?
-Нет, что вы! Просто оказалось, что по проезжей части вели жирафу, поэтому все движение остановилось.
-Куда же вели эту жирафу?
-Не знаю. Наверное, в зоопарк или в цирк. В общем, пришлось ждать. Ну а потом я пошел в школу, потому что больше ничего не случилось.
-Всё?
-Всё.
-Так. Очень удивительная история. А теперь сознайся, Серёжкин: есть ли хоть два слова правды из того, что ты нам сейчас рассказал?
-Два слова есть...
-Какие же это слова?
-"Я опоздал..."

Понедельник день тяжёлый

Так и знал! Ведь сегодня понедельник! - мрачно сказал Антон Петухов, в третий раз перетряхивая свой портфель.
-Понедельник? Ну и что? - удивился сосед Петухова по парте Юра Серёжкин.
-Что-что! А то, что в понедельник со мной всякие неприятности происходят. Вот и сегодня: ручку потерял. Такую классную. С гелевым стержнем.
-Поищи в карманах.
-Искал. Нету. Скорее всего, на перемене посеял, когда с Брюквиным боролся.
-Слушай, Петух, у меня идея! Напиши-ка объявление!
-Какое еще объявление?
-Ну, что ручку потерял. И приметы опиши. Знаешь, как пишут: "Пропал кот. Сам рыжий, хвост полосатый, глаза зеленые. Просим убедительно вернуть за вознаграждение".
-Ты что, еще смеешься?
-Да нет, я серьезно. На, возьми мою ручку, пиши. И повесь где-нибудь на видном месте, например у буфета.
Антон вздохнул и стал писать объявление. На перемене он прикрепил его у входа в буфет, около плаката с надписью: "Все здоровы - вы, мы, ты, если руки вымыты!"
...Людмила Аркадьевна вошла в класс и объявила:
-Прошу приготовить тетради и ручки. Сегодня пишем сочинение. Все, кроме Петухова.
-Почему кроме?... - удивился Антон. - А я?
-Во-первых, тебе нечем писать. А во-вторых, ты уже сегодня одно сочинение написал. Возьми, пожалуйста, я его проверила.
Петухов взял у учительницы листок бумаги и сел на место.
Серёжкин заглянул в листок Антона и прочел.

Писатель и художник Леонид Давидович Каминский (1931–2005) о себе рассказывал всегда с неподдельным юмором...

Он «коротко» перечисляя, кем он был в жизни: дошкольником, школьником, студентом инженерно-строительного института, прорабом, старшим прорабом, инженером, главным инженером, архитектором, студентом полиграфического института, художником по рекламе, редактором, журналистом, карикатуристом, плакатистом и даже артистом.

Леонид Давидович рисовал «лубочные картинки», когда работал в ленинградском сатирическом коллективе «Боевой карандаш», любил придумывать кроссворды, весёлые картинки, рассказы, стихи. Сначала героями его произведений были разные дяди, например дядя Вася Денисюк или дядя Гога, который всё путал. Потом появились бабушка и бегемот Боря, сиамские коты, граммофоны и говорящие попугаи, а также ученики обычных школ: Витя Брюквин, Антон Петухов, Юра Серёжкин и Юра Шурупов.

Этот Брюквин умудрился списать домашнее сочинение на тему «Как я отдыхал летом» у самого Даниеля Дефо. Антон Петухов так размечтался, что забыл, сколько букв «ц» нужно писать в слове «снится». Юра Серёжкин не выучил падежи, но не растерялся и предложил поставить ему пятёрку за находчивость. А Юра Шурупов так хорошо отдыхал в деревне, что сумел решить из учебника 34 задачи, а это составляет 2/5 от всех задач, чтобы пересдать двойку по математике.

Каминский вспоминал, как в театре «Эксперимент» он играл в детском спектакле «Урок смеха» учителя, а роли учеников исполняли два артиста и ребята, сидевшие в зале. В отличие от настоящей школы на этом уроке ученики очень хотели выйти к доске. Один зритель написал в книге отзывов: «На этом спектакле я был с папой. Мы несколько раз падали со смеху. И я хочу ещё раз прийти, чтобы падать!»

Первую свою книжку в издательстве «Детская литература» Каминский нарисовал вместе с художником Михаилом Беломлинским. Она состояла из одних картинок и называлась «Весёлый звонок». Потом Лев Давидович иллюстрировал юмористические книги Вольта Суслова «Покладистый Ложкин» и Людмилы Барбас «Кому нужна пятёрка?». А однажды ему захотелось сделать книжку самому - всю от начала до конца - и написать, и нарисовать. Издательство пошло навстречу, и книга «Урок смеха» вышла в 1986 году.

Леонид Каминский сотрудничал с разными детскими журналами: в «Искорке» рисовал обложки и иллюстрации к рассказам, делал интервью с интересными людьми, например с артистами Евгением Лебедевым и Михаилом Боярским, в «Костре» вёл отдел юмора «Весёлый звонок» и получал от ребят огромное количество писем. Больше всего писем приходило на конкурс «И все засмеялись!» Так появилось хобби - коллекционирование смешных фраз, которые бывают в школьных тетрадях по литературе и русскому языку.

Вот несколько примеров из коллекции писателя:

«Дубровский работал у Троекурова французом».

«Печорин выстрелил, и Грушницкий рассеялся как дым».

«Во двор въехали две лошади - это были сыновья Тараса Бульбы».

«Хлестаков остановился в гостинице под названием «Трактир».

«Чичиков покупал у помещиков их души».

«Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду».

«Робинзон Крузо написал очень хорошую книгу "Жизнь и удивительные приключения Даниэля Дефо"».

«Мой друг широкоплеч в животе».

«Голова у него была в виде овального шара с ушами».

«Его левая щека весело улыбалась».

«Нужно регулярно ходить к врачу и проверять у него зубы».

«Мальчик катался с горки, как сыр в масле».

«Кошка поселилась у нас, когда ещё была щенком».

«Наша кошка приобрела трёх щенят».

«Моё любимое животное – это снегирь».

«У меня есть попугай с говорящим носом».

«Остановившись, поезд замедлил ход».

«Зима в тундре длится больше года».

«Пришла весна: всё зазеленело и закукарекало».

«С юга нашу страну омывают три моря: Чёрное, Каспийское и Айвазовское».

В письмах, которые Каминский получал, встречалось много разных пожеланий. Одна читательница поздравила его с Новым годом и добавила:

А ещё желаю вам потолстеть на килограмм!

Конечно, она никогда не видела Леонида Давидовича, иначе поняла бы, что этого желать совсем не стоит.

Льву Каминскому очень повезло: благодаря своей профессии он часто слышал детский смех и улыбки ребят. А это очень важно! Ведь читатели и зрители вырастут добрыми и весёлыми людьми.

Удивительные приключения Вити Брюквина

Здравствуйте, Людмила Аркадьевна, я - папа Вити Брюквина. Вы меня вызывали?

Вызывала. Садитесь, пожалуйста!

Что-нибудь случилось? - испуганно спросил папа Брюквин.

Да нет, ничего страшного. Вот почитайте, пожалуйста.

Учительница достала из портфеля тетрадь, раскрыла её и положила перед Витиным папой.

Это сочинение вашего сына: «Как я отдыхал летом».

А что? - удивился папа.- Вроде аккуратно, почти без помарок...

Нет, вы почитайте. Вот отсюда.

- «...Ничем не выразить смятения, овладевшего мною, когда я погрузился в воду. Я хорошо плаваю, но я не мог сразу вынырнуть на поверхность и чуть не задохнулся. Лишь когда подхватившая меня волна, пронеся изрядное расстояние по направлению к берегу, разбилась и отхлынула, оставив меня почти на суше полумёртвым от воды, которой я нахлебался, я перевёл дух и опомнился... Последний вал едва не оказался для меня роковым, подхватив, он вынес или, вернее, бросил меня на скалу с такой силой, что я лишился чувств и оказался совершенно беспомощным, и если б море снова подхватило меня, я бы неминуемо захлебнулся...»

Папа Брюквин побледнел.

Какой ужас! Он мне ничего не рассказывал. Неужели это случилось в пионерлагере?

Не волнуйтесь,- сказала Людмила Аркадьевна,- читайте дальше. Вот здесь.

- «...Утешившись мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал. Моё радостное настроение разом упало: я понял, что хотя и спасён, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы...»

Что это? - ошарашенно спросил папа Брюквин.

Успокойтесь, пожалуйста,- сказала учительница.- Это всё случилось не с ним. Он всё списал.

У кого? У Карнауховой?

Нет, не у неё. У Даниэля Дефо.

У кого? Вы хотите сказать...

Да. Из книги «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Ну, я ему покажу «удивительные приключения»!

Папа вошёл в квартиру, снял пальто и громко спросил:

Где Виктор?

Тише,- сказала мама,- ребёнок занимается!

Витя действительно сидел за столом и что-то усердно писал, поминутно заглядывая в раскрытую книгу. Папа взял у него тетрадь и прочёл:

«...Лошади бежали дружно. Но ветер час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель...»

Так,- тихо спросил папа,- сочинение пишешь?

Ага,- ответил Витя.- К четвергу задавали. На тему: «Как я провёл зимние каникулы».

Молодец,- сказал папа.- Значит, сочинение. При помощи Александра Сергеевича Пушкина. К четвергу... Кстати,- грозно добавил папа,- привет тебе от Пятницы. И от Робинзона Крузо!

Каму что сницца

В морозное декабрьское утро Антон Петухов направился в школу. На углу двое рабочих меняли вывеску молочного магазина. Старая вывеска с большими синими буквами «МОЛОКО» стояла на земле. А вместо неё рабочие укрепляли другую. Петухов с удивлением прочёл: «МАЛАКО».

Петухов пошёл дальше. У трамвайной остановки он обратил внимание на свежевыкрашенную телефонную будку. Сверху была установлена красивая новая табличка «ТИЛИФОН». А пониже, на белой картонке было от руки написано: «АСТАРОЖНА, АКРАШЫНО!»

Антон Петухов ещё больше удивился. Что-то было не так! В городе почему-то стали менять вывески! Вот над зданием цирка на кране повисла огромная буква «Ы» - её устанавливают вместо буквы «И». Получается «ЦЫРК». Вот на перекрестке укрепляют белые шары с надписью: «ПАТЗЕМНЫЙ ПИРИХОТ». Вот стайка малышей наблюдает, как дядя в меховой шапке привинчивает к стене стеклянную вывеску: «ДЕЦКИЙ САТ».

Что случилось?

…В школу Антон Петухов успел как раз к первому звонку. В класс вошла Людмила Аркадьевна с большой стопкой тетрадей. Она поздоровалась и сказала:

Ну, что ж! Надо вам сказать, что некоторым ученикам очень повезло. Как вы уже, наверное, слышали, с сегодняшнего дня в русском языке вводится новое правописание - «как слышится, так и пишется». Я проверяла ваши сочинения, исходя из этого правила. И вот некоторые ученики показали просто блестящие результаты! Например, Петухов. Я впервые поставила ему пятерку - ни одной ошибки! Молодец!

Красный от смущения Петухов взял свою тетрадь, на обложке которой было написано «Титрать па рускаму изыку Антона Питухова», и сел на место. Ребята его поздравляли. Сосед по парте Юра Серёжкин радостно толкнул его в бок. Потом ещё и ещё…

Да ладно тебе, - отмахнулся Петухов.

Его продолжали толкать.

Нашёл время, когда спать! - кричал в ухо Антону редактор стенной газеты Витя Брюквин. - Новогодний вечер на носу, а у нас ещё газета не готова! Давай, пиши заголовок: «Кому что снится в новогоднюю ночь».

Антон протёр глаза, положил перед собой цветные фломастеры и задумался.

Вить, а Вить, - обратился он к Брюквину, - ты не помнишь, в слове «СНИТСЯ» сколько «Ц» - два или одно?..

Падежи Юры Серёжкина

– Третья парта! Петухов и Серёжкин! Извините за то, что я прервала вашу увлекательную беседу, но нам нужно продолжать урок. Серёжкин, к доске! Давай представим, что ты писатель. Сочини нам небольшой рассказ из двух-трёх предложений и напиши его на доске. Написал? Хорошо. Посмотрим, что у тебя получилось.

Учительница подошла к доске и прочитала:

«Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».

– Прекрасно. Похоже, что рассказ взят прямо из жизни. Но нас сейчас больше интересует грамматика. Подчеркни, пожалуйста, в своём рассказе все существительные. Готово? Теперь, Юра, определи, в каких падежах стоят эти существительные. Ты понял задание, Серёжкин?

– Понял, Людмила Аркадьевна.

– Тогда начинай.

– «Папа и мама». Кто, что? Родители. Значит, падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» – это имя. Значит, падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Падеж – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Дальше – Вова молчал как? Виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Ну, а «обещание» – конечно, в ДАТЕЛЬНОМ, раз Вова его дал. Вот, всё...

– Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Серёжкин! Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

– Какую? Конечно, пятёрку!

– Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятёрку»?

– В ПРЕДЛОЖНОМ.

– В предложном? Почему же?

– Ну, как же! Ведь я же её сам предложил!..

Письмо

Здравствуй, друг Серёга! Пишет тебе Юра Шурупов. Как я уже тебе писал раньше, я отдыхаю у бабушки в деревне. Здесь хорошо. Щебечут птицы, мычат коровы, кукарекают петухи. Деревня находится недалеко от станции, мимо которой проходят пассажирские и товарные поезда. Между прочим, расстояние, которое пассажирский поезд проходит за 3 часа, товарный проходит за 5 часов. Теперь представь, что поезда отправились одновременно навстречу друг другу, и к моменту их встречи путь, пройденный пассажирским поездом, оказался равным 180 километрам. Спрашивается: какой путь прошёл товарный поезд? Но это я так, к слову.

Моя бабушка работает в колхозном огороде. Чего только здесь не растёт! Недавно с огорода собрали моркови 176 килограммов, капусты на 468 килограммов больше, чем моркови, а картофеля даже на 750 килограммов больше, чем моркови и капусты, вместе взятых. Представляешь, сколько собрали овощей!

Ты спрашиваешь в письме, какой глубины речка и есть ли ягоды в лесу. На это я тебе ответить не могу, так как купаться и ходить в лес мне некогда. Ты же знаешь, что по матеше у меня в четверти пара, и если я её исправлю, то отец обещал подарить мне на день рождения велик. Вот я и взялся за ум. Я уже решил из учебника 34 задачи, что составляет 2/5 от всех задач, или 40 %. Как видишь, Серёга, мне не до отдыха! Ну, ничего, в сентябре отдохну!

Вот и всё. Как твои дела? Как отдыхаешь? Пиши.

Больше писать нечего. Пойду отнесу это письмо на почту. Почта находится от нашего дома на расстоянии 5 километров. Если я буду идти со скоростью 3 километра в час, то я дойду до почты за 100 минут.

Твой друг Юра Шурупов.

Литература

Михаил Яснов, Генрих Тумаринсон, Николай Харлампиев, Илья Бутман, Олег Сердобольский о Леониде Каминском на сайте: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=130

Статьи по теме